Уроки игры на гитаре. Исакова Людмила Евгеньевена

>>> Главная

>>> О преподавателе

>>> Знакомство с гитарой

>>> Настройка гитары, гитарные тюнеры

>>> Уроки игры на гитаре

>>> Видео

>>> Вопросы и ответы

>>> Ноты для гитары

>>> Великие гитаристы

>>> Гитара фламенко

>>> Словарь музыкальных терминов

>>> Гостевая книга

>>> Контакты

>>> Обмен ссылками

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА

УРОКИ ИГРЫ

8(963)729-72-15

звонить после 15 часов

ДВЕНАДЦАТИСТРУННАЯ ГИТАРА

ТОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН: Три октавы.
МАТЕРИАЛ: Смесь дерева, металлов, пластмасс.
РАЗМЕР: Длиной около 42 дюймов (1,06 м).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Двенадцатиструнная гитара появилась в результате обращения к старой идее использования двух струн для каждого тона. Подобная система, в применении к классической гитаре, придавала звуку объёмность.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Двенадцатиструнные акустические и электрические гитары наиболее эффективны для воспроизведения ритма. Они производят "нестройный" звук, такой, как если бы играли одновременно две гитары вместе.

 

Двенадцатиструнная гитара насчитывает в два раза большее количество (как правило, металлических, реже - нейлоновых) струн, чем стандартная акустическая гитара. Струны можно перебирать парами, применяя технику игры как на шестиструнной гитаре, либо перебирать их движениями руки сверху вниз ("боем"). Такая гитара производит громкий, насыщенный звук яркой "игристой" тональности, что дает великолепный эффект во время исполнения популярных песен, блюзов и фольклора. Настройка : eE aA d'd g'g bb e'e'.

Двенадцатиструнная гитара

Головка грифа двенадцатиструнной гитары

Головка грифа
Струны гитары продеты в 12 регулируемых колков, которые обычно расположенье блоками по 6 по обеим сторонам головы, Подстройка каждой струны производится вращением соответствующего ей отдельного колка. Порожек поддерживает струны между головкой и грифом. Порожек изготавливают из пластмассы, ион, вместе с подставкой, определяет высоту посадки струн и их выравнивание.

 

Подставка двенадцатиструнной гитары

Подставка
Фиксированная подставка приклеивается в определенном месте на корпусе гитары и не может быть передвинута. Струны проходят поверх пластиковой или деревянной полоски, которую называют "седлом", и затем расклиниваются в ряде вертикальных отверстий при помощи шпилек. В целом конструкция такой гитары должна быть тяжелее, чем конструкция обычной гитары для того, чтобы выдерживать высокую степень натяжения в результате применения дополнительных шести струн.

Трудно представить себе современную популярную музыку без двенадцатиструнной гитары. В некоторых наиболее известных композициях последних 60 лет, таких как: “Goodnight, Irene,” Rock Island Line”, “Walk Right In”, Stairway to Heaven”, “Turn! Turn! Turn!” и “Hotel California”, этот инструмент играет главную роль. А у таких музыкантов, как Melissa Etheridge, Pete Seeger, Leo Kottke, Leadbelly, Roger McGuinn, George Harrison, и Willie McTell. 12-тиструнная гитара стала неотъемлемой частью их исполнения.
Благодаря тому, что двенадцатиструнная и шеститиструнная гитары совпадают по строю, переучиваться играть на гитаре в общем-то не нужно, надо только "подстроить" свои пальцы под спаренные струны. Конечно же, многие стандартные приемы игры вначале получаются довольно неуклюжими, но со временем все становится на свои места.

Современная 12-струнная гитара появилась в Америке перед началом 20 столетия. Имя того, кто первый удвоил стандартные 6 струн неизвестно. Существуют 2 версии:
Первая - 12-тиструнная гитара была разработана итальянцами - сотрудниками одной из компаний, подобно Oscar Schmidt, Harmony, или Regal. Итальянская музыка имеет долгую историю инструментов со сдвоенными струнами (например, мандолина). А поскольку, многие мастера гитар были итальянцами, то, это вполне естественно, что им пришло в голову удвоить струны на обычной шестиструнной гитаре. Согласно семейной легенде, известный исполнитель Лидбелли (Leadbelly) заказал свою знаменитую 12-струнную гитару у Фульвио Пардини (Fulvio Pardini), который был мастером компании Oscar Schmidt в Нью-Джерси и считается непосредственным изобретателем двенадцатиструнной акустической гитары.
Вторая версия - 12-струнная гитара прибыла в США из Мексики. В странах Латинской Америки были очень популярны инструменты со сдвоенными струнами, например, чаранг и куатро. Также в Мексике существует очень много разновидностей гитар, от крошечной guitarra de golpe до огромного guitarron.

Мексиканский ансамбль, с 12-тиструнными гитарами
Мексиканский ансамбль, с 12-тиструнными гитарами

В США больше склоняются ко второй версии. Сторонники "мексиканской" теории приводят в доказательство рекламный буклет компании "Lyon and Healy" 1905 года, в котором говорилось, что её мастера разработали несколько моделей 11- и 12-струнных и описывались 3 модели 11-ти и 12-тиструнных "мексиканских гитар". Словосочетание "мексиканская гитара" было использовано для того, чтобы сделать различие между двенадцатиструнными арфа-гитарами, которые имели дополнительные бурдонные (внегрифовые) струны. Из описания, оказывается, что 11-тиструнная гитара - это та же семиструнная, но с четырьмя сдвоенными басовыми и тремя одинарными струнами.

В 1904 компания Grunewald (Новый Орлеан), представила двенадцатиструнную гитару. В каталоге компании эта гитара описывалась, как “Grunewald Арфа-Гитара. Реклама гласила: Новое Изобретение! Удвойте звучание гитары”.

В 1904 компания Grunewald (Новый Орлеан), представила двенадцатиструнную гитару

Независимо откуда пришла эта гитара, но в первой четверти 20 века она была новинкой и не пользовалась популярностью. Такие крупные производители, как Martin и Gibson оставили рынок 12-тиструнных гитар мелким фабрикам. Поэтому гитары того времени были сомнительного качества и достаточно дешёвыми. Их покупали в основном люди низкого социального круга - блюзовые музыканты из Джорджии и Техаса и уличные исполнители-одиночки. Но, поскольку сдвоенные струны имели такой полный, богатый звук, что можно было работать в одиночку и не делить выручку, да и использование звукоусиливающей аппаратуры было таким музыкантам не по карману.
Блайнд (Слепой) Вилли МакТелл (Blind Willie McTell)

Одним из лучших первых исполнителей на 12-тиструнной гитаре был Блайнд (Слепой) Вилли МакТелл (Blind Willie McTell) из Атланты (в то время Атланта была центром блюза). Он родился в 1898 году в Томпсоне (штат Джорджия) в музыкальной семье. Слепой от рождения, Вилли быстро научился играть на гитаре и уже скоро играл в ресторанах. В 1922 он вынужден был оставить музыку и стал посещать школу для слепых. Очевидно мозоли на пальцах от игры на гитаре препятствовали чтению по Брайлю. В 1927 МакТелл снова взял гитару в руки и сделал свои первые записи («Statesboro Blues», «Mama Tain’t Long Fo Day» и «Georgia Rag»). На этот раз Вилли выбрал 12-струнную, благодаря которой и стал знаменит своим приятным мягким вокальным стилем. С этого времени он начал делать записи, под разными псевдонимами. Мало кто из блюзовых гитаристов может сравниться с ним в мастерстве игры на гитаре. МакТелл умело использовал весь диапазон двенадцатиструнной гитары, её резонаторные и перкуссионные возможности в танцевальной музыке, а блюз исполнялся им с замечательной мягкостью.

     
Лидия Мендоза (Lydia Mendoza)

В Техасе 12-струнная гитара была очень популярна среди мексиканцев. Зарождался новый стиль, который назывался музыка tejano. Одной звезд того времени была Лидия Мендоза (Lydia Mendoza). Она родилась 31 мая 1916 года в Хьюстоне в семье бродячих музыкантов, бежавших из революционной Мексики. Когда ей исполнилось семь лет, Лидия уже хорошо играла на гитаре и мандолине. В двенадцать, с семьёй она отправилась в Сан Антонио по объявлению в газете, где искали певцов. За 20 песен им заплатили 140$. Вскоре, её родственники заметили, что девушка с ее прекрасным мощным голосом, делает больше денег, когда поёт соло. Аккомпанируя себе на 12-струнной гитаре, Лидия Мендоза подрабатывала в ресторанчиках. Вскоре слух о молодой певице дошёл до Мануэля Кортеса (Manuel Cortez), который руководил испано-язычной радиостанцией, и тот пригласил ее в студию. Ее песни о жестоком времени и разбитых сердцах быстро становились популярными для на юго-западе Америки и в Мексике. Она никогда не забывала свои корни, и часто пела для бедных рабочих, за что и получила имя La Cancionista del los Pobres (Певица Бедняков). В конце 30-х Лидия прекратила выступления, которые возобновила вначале 50-х. Она продолжила свою карьеру, как будто никогда и не уходила. В 1977 среди прочих артистов она выступала на инаугурации президента США Джимми Картера. Лидия Мендоза продолжала выступать до 80-х годов.

Король 12-струнной гитары

На 12-струнной гитаре играли не только выходцы из Мексики. Примерно в 1912, молодой Худди Вильям Ледбеттер (Huddie William Leadbetter - “Leadbelly”), приобрел подержанную 12-тиструнную гитару после того, как услышал выступление слепого музыканта - Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson), который был моложе его, но уже достаточно известным. Сначала Ледбеттер просто аккомпанировал Джефферсону, но вскоре уже играл с ним на равных. Так получилось, что музыка одного музыканта определила дальнейшую жизнь Худди. И это - не безрассудство утверждать, что без Лидбелли история 12-тиструнной гитары была бы блёклой.

Худди Вильям Ледбеттер (Huddie William Leadbetter - “Leadbelly”)

Сама жизнь Лидбелли уже давно стала легендой. Он родился в Луизиане в 1888 на небольшой ферме. С детства он работал сборщиком хлопка, и ковбоем. Параллельно он учился играть на гитаре, фортепиано, концертине (маленьком аккордеоне) и мандолине.
Подростком, Худди часто попадал в различные передряги - любил крепкие напитки и драки, у него были проблемы с законом. В 1916 Лидбелли был осуждён за драку, но ему удалось бежать.
В 1917 он был приговорен к тридцати годам в Техасской тюрьме за убийство дальнего родственника. Благодаря своей силе, выносливости, работоспособности и, конечно, музыке, он стал популярным как среди заключенных так и среди охранников. В 1923 губернатор Техаса Пат Нефф во время своего визита услышал выступление Лидбелли. А в 1924 музыкант написал песню, прося в ней прощение. Это помогло - Пат Нефф выпустил Лидбелли на свободу. Тот вернулся в Луизиану и некоторое время проработал шофёром грузовика, часто играя в общественных местах, зарабатывая этим на выпивку и женщин.
В 1930 он снова попадает в тюрьму, на этот раз за драку с шестерыми белыми. Его приговорили к десяти годам тяжелого труда в тюрьме Ангола в Луизиане. Жизнь в Анголе была очень тяжёлой, но со временем Лидбелли притёрся и даже занимал какие-то должности.
В 1933 году тюрьму, где Худди отбывал свой срок посетил известный фольклорист Джон Ломакс (John Lomax), который искал музыкантов, знающих старинные народные песни. Ломакс считал тюрьму наиболее подходящим местом. Он обратился к смотрителю, который и представлял ему Лидбелли, и жизни обоих мужчин навсегда изменились. В Лидбелли, Ломакс обнаруживал кладезь народных песен - тот знал их больше тысячи, и к тому же виртуозно играл на гитаре. Ломакс сделал несколько записей Лидбелли, в том числе и песню, обращённую к губернатору Луизианы, которая опять-таки поспособствовала его освобождению.
Выйдя из тюрьмы, Худди первым делом отыскал Ломакса и устроился к нему водителем и ассистентом. Они путешествовали по разным штатам, где Ломакс читал лекции (главным образом в колледжах и на конференциях музыковедов), а Лидбелли играл на гитаре и пел песни.
Затем они вернулись Нью-Йорк. Вначале, приезд вчерашнего заключённого вызвал ажиотаж в прессе. Газеты пестрели заголовками типа: “К Нам Прибыл Певец, Чтобы Сыграть Несколько Мелодий Между Убийствами” или “Менестрель-Убийца”. Их приглашали на радио и телевидение, но Ломакс и Лидбелли не были готовы к известности, а вскоре поссорились из-за денег (к сожалению, выступления музыканта в большом городе не принесли успеха, так как его песни в то время считались уже слишком старомодными). В 1935 году их союз распался.
В 1939, уже в почтенном возрасте, Лидбелли снова попадает в тюрьму за драку (на этот раз с чёрным). После освобождения он продолжает вести разгульную жизнь. Не добившись успеха в Гарлеме, Ледбеттер обнаружил новую и неожиданную аудиторию в Деревне Гринвич. Работа Джона Ломакса и его сына Алана пробудила интерес к народной песне среди интеллигенции левых активистов, которые восхваляли Лидбелли, как живое сокровище.
Лидбелли стал звездой довоенной народной сцены. Его песни были записаны Библиотекой Конгресса и Моэ Эшем (Moe Asch), который позже основал "Folkways Records". Такие песни как: “Fannin Street”, “Midnight Special”, and “Rock Island Line” разучивались и исполнялись.
Как и многие первые исполнители на 12-тиструнной гитаре, он играл на гитаре Стелла (Stella), которую он настраивал немного ниже, что делало звук богатым оттенками. Стелла была крупнее других 12-тиструнных гитар, изготовленных в то время. Большой корпус также делал звук громче, что было очень важно в предэлектрическом мире гитары.
Время от времени Лидбелли выступал на радио, записывался с новыми знакомыми и пытался приобщиться к джазовой музыке. Один раз съездил с концертом во Францию в начале 1949 года. Несколько раз его записывали на видео.
6 декабря 1949 Лидбелли скончался от болезни Лу Герига. Годом позже его песня, “Goodnight, Irene”, в исполнении группы “The Weavers”, стала самой популярной песней в Америке.
Лидбелли оставил после себя не так уж много записей, но больше, чем многие его современники.

60-е Возрождение

После смерти Ледбеттера, никто из музыкантов не смог продолжить традиции 12-струнной гитары. Казалось, что музыканты воздерживались от игры в знак траура. И лишь несколько гитаристов, такие как Дик Росмини (Dick Rosmini), Фред Герлах (Fred Gerlach), и Пит Сигер (Pete Seeger), не дали этому инструменту умереть. Сигер играл в группе “Ткачи” (“The Weavers”). В неопубликованном интервью он сказал, что рассматривает свою роль в истории 12-струнной гитары, как “одной из наиболее важных работ, которую я когда-либо делал.”
В конце 50-х Пит Сигер появлялся на сцене со своим неизменным пятиструнным банджо. Такие популярные группы, как Kingston Trio и Limeliters усилили восприятие того, что без банджо нет и народной музыки. Но в 1963 появились две записи, свергнувшие банджо с трона.
Первая запись Пита Сигера “Мы Должны Преодолеть” (We Shall Overcome), которая была сделана вживую в Карнеги Холл 8 Июня 1963, где Сигер играл на 12-тиструнной гитаре, мощь звука и новизна которой привели публику в восторг.
Другая запись, была песня “Walk Right In”, исполненная трио "Rooftop Singers", где звучала 12-тиструнная гитара Gibson J12. Эта старая песня стала хитом и долго держалась на первых местах хит-парадов.
Начался бум на 12-тиструнную гитару. Уже скоро она звучала повсюду.

Пит Сигер (Pete Seeger)
Пит Сигер

Martin D12-20, Martin D12-35, Guild F-212 и Rickenbacker 330/12
Martin D12-20, Martin D12-35, Guild F-212 и Rickenbacker 330/12

Звукозаписывающие компании лепили халтурные альбомы групп с названиями, типа Folkswingers и Folkniks. Хотя в их состава и входили гитаристы подобно Ховарду Робертсу (Howard Roberts), Глену Кэмпбеллу (Glen Campbell), и Томми Тедеско (Tommy Tedesco), они едва ли могли назвываться группами. Плодовитый МакГинн (McGuinn), сделал множество обработок для 12-тиструнной гитары. Даже такие почтенные певцы, как Марлен Дитрих (записавшая песни “Sag Mir wo die Blumen Sind” (Where Have the Flowers Gone) и “Paff der Zauberdrache” (Puff the Magic Dragon) попали под её влияние.
Компании Gibson and Martin, которые проигнорировали этот инструмент в самом начале, начали навёрстывать упущенное. Gibson стал производить модели J12-45 и B12-25, а Martin - D12-20 и D12-35.
Небольшая компания Guild, подсуетилась, выпустив F-212 и заметив, что эту слегка утяжелённую модель вполне можно настроить до стандарта, и вскоре этот инструмент зазвучал в руках музыкантов Пола Симона (Paul Simon) и Джона Денвера (John Denver). Отличительная черта гитар Гилд - двойной анкерный стержень и специальная конфигурация пружин увеличивающая прочность, но не ухудшающая звучание.
Также на рынке появилась и электро версия 12-тиструнки, изобретенная Рикенбакером (Rickenbacker). Она прочно заняла своё место. До сих пор фирма Рикенбакер является безусловным лидером на рынке электрогитар. Это классика электрических 12-струнных гитар. Пожалуй среди электро они самый популярные. У этих гитар очень необычное для двеннадцатиструнок расположение колков. Звучание их гитар можно услышать у самых знаменитых исполнителей и групп, от Битлз до Тома Петти. Джордж Харрисон (George Harrison) первым начал использовать этот прогрессивный инструмент, с него и начался спрос на Рикенбакеры. Джим МакГинн (Jim McGuinn) изменял своё имя на Роджер и перешел с акустической на электро. Её звук слышен песнях: “Mr. Tambourine Man” и “Turn! Turn! Turn!”. А Led Zeppelin смешал мелодичность народных песен с мощью рока и получилась “Лестница в Небо” (Stairway to Heaven).
Но постепенно, к кокнцу 60-х интерес к двенацатисрунке пошёл на спад.

70-е. Приход Лео Коттке

Не смотря на то, что акустическая двенадцатиструнная гитара в 70-е годы практически исчезла, это не значит, что она умерла. На ней продолжали играть дома, в небольших клубах и кафе, где музыканты подобно Питеру Лангу (Peter Lang), Робби Башо (Robbie Basho), и Лео Коттке (Leo Kottke) начинали постигать акустические возможности этого инструмента.

Лео Коттке известен, как один из великих новаторов 12-тиструнной гитары после Лидбелли. С прекрасной техникой, он смешал блюз, фолк, классику, и джаз в свой собственный стиль. В течение 70-х - время когда публика была больше заинтересована диско, дансингом и панками, Коттке сумел сохранить интерес народа к сольной гитаре. Он играл на гитарах различных производителей, включая Gibson, Bozo, и Martin.
В конце 70-х из-за проблем с рукой, он вынужден был оставить гитару на целых 10 лет. Лишь в 80-х он начал экспериментировать с другой постановкой рук и играл на 12-тиструнной гитаре из красного дерева - Taylor 55. Боб Тейлор (Bob Taylor) вспоминает об этом с в этот случай с гордостью: “Лео позвонил мне однажды и сказал, что он не ложился спать до 4:30 утра, играя на моей гитаре, а это значит, что ночью он играл концерт. Мой инструмент воскресил короля двенадцатиструнной гитары!”
На протяжении нескольких лет мастер и музыкант работали вместе, создавая гитару, удовлетворяющую требованиям Лео Коттке. Наконец, в 1990 была представлена модель с подписью Коттке. Она была настроена не от E, как все 12-тиструнные гитары, а на C#, как и современные версии старых моделей Стеллы (Stella).

Лео Коттке (Leo Kottke)
Лео Коттке

Успех Харви Рейд (Harvey Reid) и Пол Жеремиа (Paul Geremia). Рейд вырос на записях Кингстон Трио (Kingston Trio) и Пита Сегера. Его первой гитарой была 12-тиструнка Hoyer. Годами Рейд оттачивал свою технику. По существу, он способен получить звук только одной струны из пары, что значительно расширило ее тональный диапазон. Иногда он также играл на 12-тиструнном банджо, который был изобретен музыкантом Barry Hunn и изготовлен компанией Deering Banjo Company.

12-тиструнный банджо

Пол Жеремиа (Paul Geremia) родился, как он называет в "Дельте реке Провиденс штата Род-Айленд острова Род". Он с ранних лет увлекался блюзом, а особенно игрой Вилли МакТелла. А на различных народных и блюзовых фестивалях в начале 60-х Пол видел выступления многих выдающихся блюзовых музыкантов: Сон хаус (Son House), Скип Джеймс (Skip James), Фред Макдауэлл (Fred McDowell), и Пинк Андерсон (Pink Anderson). Годами Жеремиа отрабатывал стиль, который был основан на раннем акустическом блюзе исполнителей Роберта Джонсона (Robert Johnson) и Чарли Паттона (Charley Patton), но это был полностью его собственный стиль. Основным инструментом Пола Жеремиа была модель 12-тиструнной Стеллы Братья Тонк (Tonk Brothers), подобная той, на которой играл в своё время Вилли МакТелл. Критики отметили Жеремиа, как одного из гитаристов, обладающих наиболее совершенной техникой игры в акустической блюзовой традиции.

Харви Рейд (Harvey Reid)  Пол Жеремиа (Paul Geremia)
Харви Рейд (слева) и Пол Жеремиа

Эра MTV или 80-е и 90-е

Музыканты, подобно Коттке, Жеремиа и Рейду со временем постарели. И для выживания двенадцатиструнной гитаре необходимы были свежие таланты. Конечно, она уже не так популярна, как в 60-е, но на старых традициях возникают кое-где в мире и молодые исполнители. Мелисса Этеридж (Melissa Etheridge) (род. 29 мая 1961) является, ярким представителем молодого поколения. Ее мощные ритмические атаки на гитаре Adamas опровергают представление об утончённом образе певца, исполняющего баллады.
Мировое увлечение двенадцатиструнной гитарой дошло и до России. Одним из первых артистов стал певец и композитор Александр Градский. Юрий Шевчук (группа "ДДТ") стал широко известен именно как певец, аккомпанирующий себе на двенадцатиструнке. Известные советские эстрадные исполнители и композиторы начала 80-х: Юрий Антонов, Максим Дунаевский очень часто использовали в своих записях двенадцатиструнную гитару. Но по-настоящему восхождение на сцену этого инструмента в России совпало с появлением Александра Розенбаума и его нетрадиционного стиля исполнения.

Назад

Hosted by uCoz