Уроки игры на гитаре. Исакова Людмила Евгеньевена

>>> Главная

>>> О преподавателе

>>> Знакомство с гитарой

>>> Настройка гитары, гитарные тюнеры

>>> Уроки игры на гитаре

>>> Видео

>>> Вопросы и ответы

>>> Ноты для гитары

>>> Великие гитаристы

>>> Гитара фламенко

>>> Словарь музыкальных терминов

>>> Гостевая книга

>>> Контакты

>>> Обмен ссылками

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА

УРОКИ ИГРЫ

8(963)729-72-15

звонить после 15 часов

ГИТАРИСТЫ ФЛАМЕНКО

ЧТО ТАКОЕ ФЛАМЕНКО

ИСТОРИЯ ГИТАРЫ ФЛАМЕНКО

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ИГРЫ

Биографии

Каждый из этапов истории гитары фламенко делался конкретными людьми. Всех упомянуть практически невозможно, поэтому отметим только наиболее выдающихся мастеров, которые внесли значительный вклад в развитие искусства фламенко. Конечно, предлагаемый перечень исполнителей в определенной степени субъективен, тем не менее, он дает достаточно правильную картину артистической среды, благодаря которой фламенко стало од ной из жемчужин мирового искусства.

Но прежде чем начать рассказ о конкретных исполнителях, следует несколько слов сказать об особенностях возникновения творческих имен, под которыми они вошли в историю искусства фламенко. Наличие псевдонима - это скорее правило, чем исключение в среде артистов фламенко. Даже в серьезной музыковедческой литературе (не говоря уж о популярной), в большинстве случаев, артисты фламенко встречаются под псевдонимами. Поэтому тем, кто только начинает знакомиться с искусством фламенко, знание их истинных имен будет полезно.

Особенности образования артистических псевдонимов

Творческие псевдонимы артистов создаются по правилам, обычным, наверное, для большинства народов Европы. В качестве основы псевдонима могут быть взяты особенности внешности (например, Чоколате - за смуглость кожи), название местности, в которой родился артист (Пако де Альхесирас - Пако из Альхесираса), манера поведения, род основной деятельности (Пако эль Барберо - Пако парикмахер), и пр. Конечно, собственное имя является главным элементом псевдонима, но в «основном» виде оно встречается нечасто, а общепринятым является использование уменьшительных, ласкательных вариантов или иных трансформаций. Редкие артисты фламенко были известны широкой публике только под истинными именами. Например, гитаристы Рамон Монтойя, Марио Эскудеро, Мануэль Кано, танцор Висент Эскудеро, танцовщица Кармен Амайя (у нас, правда, была кличка «Ла Капитана», но, тем не менее, весь мир знает ее под истинным именем). В качестве примера приведем некоторые испанские имена с наиболее часто встречаемыми в псевдонимах вариантами.

Antonio. Антонио (женское имя - Антония). Варианты: Аитониано (Antoniano), Антолиано (Antoliano), Антолин (Antolin), Антон (Anton), Тона (Тоnа), Тончо (Toncho), Тонче (Tonche), Антоньито (Antoñitо), Тоньо (Тоñо), Тоньико (Тоñiсо) и др.

Carmen. Кармен. Варианты: Кармела (Carmela), Кармита (Carmita), Карминья (Carmiña), Мария дель Кармен (Maria del Carmen), Кармелита (Carmelita), Кармелилья (Carmelilla), Каита (Caita).

Cristobal. Кристбал. Варианты: Кристобало (Cristobalo), Тобало (Tobalo) и пр.

Diego. Диего. Варианты: Диегильо (Dieguillo), Диегито (Dieguito), Диегин (Dieguin) n пр.

Dolores. Долорес. Варианты: Долоритас (Doloritas), Лола (Lola), Лолита (Lolita), Лоли (Loli), Лолес (Loles), Лоло (Lolo) и пр.

Fernando. Фернандо (женское имя - Фернанда). Варианты: Фернандито (Fernandito), Фернандильо (Fernandillo), Hano (Nano).

Francisco. Франсиско (женское имя - Франсиска). Это имя имеет, пожалуй, наибольшее количество вариантов. Из них можно выделить четыре основных, каждый из которых, в свою очередь, послужил основой для множества вторичных вариантов.

  • Во-первых, Франсис (Francis), Франсискито (Francisquito), Фраскело (Frascuelo), Фраскорро (Frascorro), Фаико (Faico), Фаикильо (Faiquillo).

  • Во-вторых, уменьшительные Пако (Расо), Пакито (Paquito), Пакильо (Paquillo), Пакоте (Pacote), Пакорро (Pacorro), Пакеро (Раquerо), Пакиро (Paquiro), Пакирри (Paquirri). Женские варианты: Пака (Раса), Пакера (Paquera), Кика (Quica, Kika), Панчита (Panchita), Панча (Pancha).

  • В-третьих, Курро (Currо), Куррито (Currito), Куррильо (Currillo). Женские варианты: Курра (Сurrа), Куррука (Сurrucа). Курро также часто используется не как вариант собственного имени, а в качестве характеристики «храбрец, дерзкий».

  • В-четвертых, Фарруко (Farruco), Фаррукито (Farruquito). Женский вариант - Фаррука (Farruca), Фарруко также часто используется в качестве характеристики «храбрец, дерзкий».

Jose. Хосе (женское имя - Хосефа). Можно выделить два основных варианта имени, каждый из которых имеет множество модификаций.

  • Во-первых, Хосеито (Joseito), Хоселито (Joselito), Хоселе (Josele), Хоселете (Joselete), Хосесито (Josecito), Хоселеро (Joselero), Хосефо (Josefo). Женские варианты: Хосеита (Joseita), Хоселита (Joselita), Хосесита (Josecita), Хоселера (Joselera), Хосефа (Josefa).

  • Во-вторых, уменьшительные, Пепе (Рере), Пепито (Pepito), Пепильо (Pepillo), Пепин (Pepin), Пепете (Pepete), Пероте (Perote). Женские варианты: Пепа (Рера), Пепита (Pepita), Пепилья (Pepilla), Перота (Perota).

Juan. Хуан (женское имя - Хуана). В качестве наиболее употребительных производных от этого имени можно встретить: Хуанито (Juanito), Хуанильо (Juanillo), Xyaни (Juani), Xyaнин (Juanin), Хуанинчи (Juaninchi), Хуанчо (Juancho), Чано (Chano) и пр.

Manuel. Мануэль (женское имя - Мануэла). Это имя встречается в следующих основных модификациях: Маноло (Manolo), Манолито (МапоШо), Лоло (Lob), Mану (Mann), Манолин (Manolin), Лолито (Lolito), Лолин (Lolin) и пр.

Конечно, приведенный список далеко не полон, но он дает определенное представление о том, как возникают варианты имен и псевдонимов у одного и того же артиста, которые вы можете встретить в литературе.

Отметим также иные наиболее распространенные элементы псевдонимов, которые отражают какие-либо особенности внешности, манеры поведения, возрастные характеристики, исполнительские особенности и пр. Псевдонимы могут быть достаточно хлесткими и пряными, что, вообще говоря, характерно не только для андалусцев.

ciego [сьего]. «Страстно увлеченный», «безрассудный», «слепой». Например, певец El Ciego de la Pena.

coco [коко]. «Бука», которым пугают маленьких детей". Обычно с темным цветом лица и страшной наружности. В качестве примера можно привести певца Рафаэля эль Коко Родригеса (Rafael el Coco Rodriguez).

cojo [кохо|. «Хромой». Например, певцы El Cojo de Malaga (Хромой из Малаги), El Cojo de Huelva (Хромой из Уэльвы)

chato [чато]. «Курносый». Например, певец Chato de Jerez (Курносый из Хереса).

cliico [чико|. «Маленький», «младший». Например, гитарист Moraito Chico (Мораито Чико), т.е., младший Мораито (по отношению к своему отцу Хуану Морао).

Don [дон]. Приставка к псевдониму артиста фламенко, выражающая особое уважение за выдающиеся достижения в искусстве. Например, знаменитый певец Don Antonio Chacon (Дон Антопио Чакон).

loco, loca [локо, лока]. Буквально означает «чокнутый, сумасшедший». Например, известные певцы брат и сестра El Loco Mateo (Чокнутый Матео) и La Loca Mateo (Чокнутая Матео). На диалекте аидалусских цыган (calo) этот же смысл имеет слово маканде (macande). Одного из сильнейших певцов так и звали - Маканде.

niño [ниньо]. «Малыш». Например, певец Niño de Almaden (Малыш из Альмадена).

señio [сеньо|. Андалусское сокращение от seiior. Приставка к псевдониму артиста фламенко, выражающая особое уважение за выдающиеся достижения в искусстве.

tia, tio [тия, тио]. Тетя, дядя. Например, Tio Antonio Cagancho (дядюшка Антонио Каганчо), Tia Juana (тетушка Хуана - другое прозвище знаменитой танцовщицы Фараоны).

viejo [вьехо]. «Старый». Например, певцы El viejo Caracol (старый Караколь) и El viejo de la Isla (старик из Ислы).

Биографии гитаристов по городам Испании

Первый и второй этапы развития искусства гитары фламенко характерны наличием региональных стилей игры (пусть и выделяемых достаточно условно), поэтому и наше краткое знакомство с выдающимися исполнителями осуществим по регионам.

КАДИС

Одним из самых значительных городов Андалусии в истории фламенко является портовый город Кадис на южной окраине атлантического побережья Испании, и особенно, его цыганский квартал Сан-Фернандо (San Fernando). Наиболее ранним из известных профессиональных гитаристов фламенко стал знаменитый Маэстро Патиньо.

PATIÑO, Jose (1829-1902). Хосе Патиньо или, как его еще уважительно называли, Маэстро Патиньо. Цыган. Вся его артистическая карьера по времени совпала с «золотой эпохой», более того, он был одним из ее создателей. В период с 1850 по 1860 г. он работал в кадисском кафе Los Caganchos. После его закрытия он посвятил себя преподаванию. Патиньо всю свою жизнь оставался убежденным противником сольного исполнения мелодий фламенко, хотя славился прекрасной сольной игрой интермедий в перерывах вокальной партии. Особо следует отметить блестящее исполнение пассажей левой рукой. По иронии судьбы его лучший ученик Пако эль Барберо первым стал исполнять сольные гитарные композиции в коммерческих целях, а не как сиюминутный каприз. Патиньо периодически выступал в 1860-1870 годах в Teatro Principal в Хересе вместе с Пако эль Барберо.

У Патиньо были  два очень сильных ученика

  1. GANDULLA GOMEZ, Juan (псевд. Habichuela) (1865-1935). Хуан Гандулья Гомес (Абичуэла, т.е., фасолина). Цыган. Прославился своими сольными вариациями на темы гранадины (granadina).

  2. CAPINETTI RODRIGUEZ, Jose (1883-1950) - Хосе Капинетти.

Современником Патиньо был еще один гитарист, танцор и певец Пакирри аль Гуанте (Paqurri a! GUANTE), перчаточник по профессии, оставшийся в истории фламенко как изобретатель сехильи.

SANCHEZ GOMEZ, Francisco (псевд. Расо el Barbero) (1840-19I0). Франсиско Санчес Гомес (Пако эль Барберо, т.е., Пако-парикмахер). Его можно по праву назвать основателем сольного гитарного фламенко. Свои сольные номера он создавал, соединяя вместе мелодические интермедии - фальсеты, которые обычно играются между куплетами. Эти мелодические вариации он разделял короткими ритмическими вставками, исполняемыми приемами расгеадо. Фактически, он первым изобрел основные принципы сольных гитарных композиций, которые до него никто не делал. Ряд своих вариаций он сочинил на основе подражания вокалу. Вместе с тем, Пако был прекрасным аккомпаниатором. Своей игрой он заработал достаточно денег, чтобы открыть собственное кафе в Севилье. Знаменитый впоследствии Хавьер Молина был одним из учеников Пако, от которого он перенял методы формирования сольных гитарных пьес.

ХЕРЕС-ДЕ-ЛЯ-ФРОНТЕРА

Если пальма первенства появления фламенко осталась за Кадисом, то «столицей» фламенко стал небольшой город Херес-де-ла-Фронтера, что недалеко от Кадиса. Большинство артистов фламенко этого города - цыгане из квартала Сантьяго (Santiago). Наиболее старым известным в истории гитаристом Хереса был Пако эль Барросо (Rafael BARROSO, псевдоним Расо el Barroso) - учитель легендарного Хавьера Молины.

MOLINA CUNDI, Javier (Xavier) (4.5.1868-1956). Хавьер (Ксавьср) Молина Кунди. Начал играть с семи лет. Первые серьезные уроки игры он получил от Пако эль Барберо. Обучался также и у Рафаэля Барросо. В семнадцать лет Хавьер, его брат танцор Антонио, а также молодой и пока еще неизвестный певец Антонио Чакон, оставили родной Херес и отправились в Севилью. Вместе они объездили всю Испанию. Затем в течение 20 лет Хавьер был ведущим гитаристом в кафе Silverio и кафе Burrero. Он аккомпанировал всем известным певцам и танцорам тех времён. Одним из учеников Хавьера был знаменитый гитарист Рафаэль дель Агила. Хавьер дал начало стилю игры, который впоследствии был назван «модерн фламенко». Он создал огромное количество мелодических вариаций в различных жанрах фламенко. За свое мастерство был награжден прозвищем «брухо де ла гитарра» (волшебник гитары). Творческое наследие Хавьера считают связующим звеном между манерой игры XIX и XX веков, и оно, в частности, послужило отправной точкой для Рамона Монтойи и Ниньо Рикардо.

AGUILA у ARANDA, Rafael del (1900-1976). Рафаэль дель Агила-и-Аранда. Воспитал целую плеяду гитаристов Хереса. Среди них были Лоренсо Апарисио (Lorenzo APARICIO), Маноло Сантос (Manolo SANTOS), Хосе-Луис Балао (Jose Luis BALAO, 1938), Пако Сеперо (Francisco LOPEZ CEPERO GARCIA, 1942), Рафаэль Аларкон (Rafael ALARCON), братья Хуан Паррилья и Паррилья де Херес, а также многие другие. За свое мастерство и значительный вклад в искусство фламенко он в 1967 году получил премию Кафедры Фламенкологии города Хереса.

Следует также упомянуть гитариста, певца и танцора Хуана эль де Алонсо (Juan el de Alonso) и его рано умершего сына гитариста Куррито эль де ла Херома а также лучшего аккомпаниатора Хереса с 20-х по 60-е годы ХХ-го века Перико дель Лунара.

GEROMA, Curro (Currito) de la (1900-1934). Курро (Куррито) де ла Херома. Певец, танцор и гитарист. Родился в г. Херес-де-ла-Фронтера. Был прекрасным аккомпаниатором пению. Пел в основном булерии. Его дочь - известная в те времена танцовщица Ла Херома (GEROMA, la). Kyppo обучался игре на гитаре у своего отца и немного у Хавьера Молины. Работал Курро в основном в труппе Пасторы Империо (IMPERIO, Pastora).

VALLE PICHARDO, Pedro del (псевд. Perico del Lunar) (1894-1964). Педро дель Валье Пичардо (Перико дель Лунар). Свое прозвище «дель Лунар» он получил из-за круглой и крупной родинки на лице. Педро обучался у своего отца и у Хавьера Молины. Его сын Перико дель Лунар-младший (Pedro del VALLE CASTRO, псевд. Perico del Lunar (hijo)s 1940) также неплохой аккомпаниатор. Когда он хотел, то играл точно как отец.

Кроме перечисленных гитаристов две фамилии из Хереса - Фернандес и Морено, состоящие в тесном родстве, - дали миру фламенко три поколения артистов.

FERNANDEZ - Фернандес (династия). Первым из известных мастеров этой династии был певец, танцор и гитарист Тио Паррилья (т.е., «дядюшка Паррилья») (Manuel FERNANDEZ MORENO, псевд. Tio Parrilla, 1904-1980). Он был отцом двух гитаристов - Хуана Паррильи (Juan FERNANDEZ MOLINA, псевд. Juan Parrilla, 1943) и Паррильи де Хереса (Manuel FERNANDEZ MOLfNA, псевд. Parrilla de Jerez, 1943), а также дядей известного Курро де Хереса (Francisco FERNANDEZ LORETO, псевд. Curro de Jerez, 1943) и дедом Маиолито Паррильи (Manuel FERNANDEZGALVEZ, псевд. Mano/ito Parrilla, 1943).

MORENO - Морено (династия). Гитарист и певец Эль Морао (Manuel MORENO de SOTO у MONJE, псевд. El Mordo, I902-1955) был отцом двух гитаристов - Хуана Морао (Juan MORENO JIMENEZ, псевд. Juan Mordo, 1935) и Мануэля Морао (Manuel MORENO JIMENEZ, псевд. Manuel Mordo, 1929), которые обучались и у своего отца и у Рафаэля дель Агилы. Хуан Морао, в свою очередь, является отцом блестящего современного гитариста Мораито Чико (Manuel MORENO JUNQUERA, псевд. Moraito Chico, 1956).

МОРОА-ДЕ-ЛЯ-ФРОНТЕРА

Примерно между Хересом и Севильей находится городок Морон-де-ла-Фронтера, принадлежащий провинции Севилья. Как и Херес, Мором всегда славился чистотой стиля фламенко. Главной задачей местные гитаристы считали создание строгого и сдержанного аккомпанемента. В этом отношении школы гитарной техники Хереса и Морона практически идентичны.

Одним из первых сильных исполнителей Морона был Ниньо де Морон (т.е., «малыш из Морона») (Juan Maria ALVAREZ, псевд. Nino de Moron, кон. XIX - нач. ХХ) - ученик знаменитого Пако де Лусены. Но настоящую славу этому городу принесла династия Амайя во главе с легендарным Диего дель Гастором. Все гитаристы Морона были в той или иной мере учениками Диего. Отметим лишь членов этой фамилии - трех племянников - Диего де Морона (Diego TORRESAMAYA, псевд. Diego de Moron, 1947), Пако дель Гacтopa (Francisco GOMEZAMAYA, псевд. Paco del Gastor, 1944) и Хуана дель Гастора (Juan GOMEZ AMAYA, псевд. Juan del Gastor, 1908-1973).

AMAYA FLORES, Diego (псевд. Diego del Gastor) (1906 - 1973). Диего Амайя Флорес (Диего дель Гастор). Цыган. Родился в г. Ронда (пров. Малага), но в раннем возрасте переехал со своей семьей в городок Гастор около г. Морон-де-ла-Фронтера, по имени которого он и получил свое прозвище. Отец и мать Диего хорошо пели фламенко, но никогда не выступали профессионально. Первым учителем Диего был гитарист Пепе Наранхо (NARANJO, Рере). Впоследствии сам Диего, живя в г.Морон-де-ла-Фронтера, обучил искусству гитары фламенко множество учеников, среди которых были три его племянника, и один из них - Пако дель Гастор, вставший в ряд лучших гитаристов нашего времени. Следует отметить, что Диего также прекрасно владел и «классической» гитарной техникой. Среди артистов фламенко Диего ценился как один из лучших аккомпаниаторов, но кроме этого Диего любил исполнять и сольные гитарные композиции фламенко. Еще одной чертой этого выдающегося артиста было страстное увлечение поэзией. Диего мог целый вечер декламировать стихи различных поэтов, а также и плоды собственного вдохновения.

AMAYA FLORES, Francisco (псевд. Francisco el Mellizo). Франсиско Амайя Флорес (Франсиско эль Мельисо). Цыган. Был братом гитариста Диего дель Гастора и отцом гитариста Пако дель Гастора, который играет в серьезном цыганском стиле, обладает виртуозной техникой большого пальца (pulgar).

САНЛУКАР ДЕ БАРРАМЕДА

В самом устье Гвадалкивира, чуть севернее Кадиса, находится еще один чудесный городок Санлукар-де-Баррамеда. В гитарном мире он стал известен благодаря прекрасным гитаристам братьям Антонио Санлукару (Antonio DELGADO BERNAL, псевд. Antonio Sanlucar, 1900-1980) и Эстебану Санлукару (Esteban DELGADO BERNAL, псевд. Antonio Sanlucar, 1910). Кроме них, конечно, славу этому городку принесла и семья Муньос - отец Исидро Санлукар (Isidro MUNOS RAPOSO, псевд. Isidro Sanlucar, 1910) со своими сыновьями Исидро Санлукаром (Isidro MUNOS ALCON, псевд. Isidro Sanlucar) и гениальным современным музыкантом и композитором Маноло Санлукаром (Manuel MUNOS ALCON, псевд. Manolo Sanlucar, !943), чей вклад в развитие гитары фламенко соизмерим с достижениями Пако де Лусии. Кроме концертной деятельности Маноло занимается обучением молодых исполнителей, приезжающих к нему со всего мира.

АЛЬХЕСИРАС

На побережье Гибралтара находится маленький городок Альхесирас, который дал миру артистическую семью, в которой родился и вырос гениальный современный гитарист Пако де Лусия.

SANCHEZ GOMEZ, Francisco (псевд. Paco de Algedras, Paco de Lucia) (1947). Франсиско Санчес Гомес (Пако де Альхесирас, Пако де Лусия). Свою вторую кличку Пако получил по имени своей матери Лусии - известной артистки фламенко. ,Его отец Антонио посвятил свою жизнь обучению молодых гитаристов. Один из братьев Пепе де Альхесирас (Jose SANCHEZ GOMEZ, 1945) стал певцом, а старший брат Рамон де Альхесирас (Ramon SANCHEZ G6MEZ, 1938) прекрасный гитарист школы Ниньо Рикардо, правда слабее, чем его младший брат Пако. Остальные братья стали танцорами. Первыми учителями Пако были его отец и старший брат. За время обучения он также брал уроки у таких знаменитостей того времени, как Мигель Борруль, Нипьо Рикардо, Марио Эскудеро. В возрасте семи лет Пако уже неплохо играл, а первые публичные выступления он осуществил в 11 лет. В 13 лет он уехал в Америку в составе труппы знаменитого танцора Хосе Греко. В 1962 г., когда ему было всего 14 лет, завоевал «Национальную премию аккомпанемента» на фестивале в Кордове. В юности Пако очень увлекался творчеством Ниньо Рикардо и к 18 годам знал его репертуар наизусть. В это время Марио Эскудеро посоветовал ему попробовать силы в создании собственных гитарных композиций. В 1970 г. Пако удостоился премии Кафедры Фламенкологии. Пако стал основоположником современного стиля игры на гитаре фламенко. Практически все молодое поколение гитаристов подражает его манере. Пако де Лусия записал большое количество дисков. Ранние его записи - это аккомпанемент пению. Первый свой диск Cante flamenco traditional Пако записал в 1963 г. со своим братом Пепе де Альхесирасом. С певцом Хуаиито Вальдеррамой он записал в 1963 г. три диска, а в 1964 г. - с певицей Нинья де ла Пуэбла. Затем с певцом Харрито в 1964 г. Пако записал сразу три диска. С певцом Хуаном де ла Лолой (GAMBERO MARTIN, Juan) Пако записал три диска в 1965 году в студии Hispavox: Malaguenas, Cantes de Malaga и Canles de Levante. Вместе со своим братом Рамоном и певцом Чато де ла Исла (LLERENA RAMOS, Jose) он записал в студии «Полидор» 6 дисков в 1966 году. В компании с певцом Эль Севильяпо он записал 6 дисков в 1967 году. В 1968 и 1969 годах записал диски со знаменитым певцом Фосфорито (FERNANDEZ DIAZ, Francisco). На всех этих дисках он выступал еще под псевдонимом Пако де Альхесирас. В 1965 г. Пако выпустил диски совместно со своим братом Рамоном и другим гитаристом Рикардо Модрего с гитарными композициями. Этот перечень записей далеко не полный. Событием для широкой публики стал фильм «Кармен», созданный им в содружестве с танцевальной труппой Антонио Гадеса и режиссером Карлосом Саурой. Важное значение для выбора творческого направления имело его знакомство в 1977 г. и дальнейшая совместная творческая деятельность со всемирно известными джазовыми гитаристами Ал ди Меолой и Джоном Макклафлиным. В 1981 г. Пако создал секстет, в репертуаре которого были и чисто инструментальные композиции и вокально-инструментальные (пел младший брат Пепе де Альхесирас). Особый интерес для гитаристов представляют диски с инструментальными композициями. Среди них наиболее значимыми являются: Сказочная гитара Пако де Лусии (La Fabutosa guitorra de Paco de Lucia, 1967), Фантазия фламенка Пако де Лусии (Fantasia flamenca de Раса de Lucia,1969), Дуэнде фламенко Пако де Лусии (El Duende flamenco de Paco de Lucia, 1972), Источник и сокровище (Fuente у Caudal, 1973), Альмораима (Almoraima, 1976), Интерпретации Мануэля де Фальи Пако де Лусией (Paco de Lucia Interpreta Manuel de Falla,1978), Соло путешествующего (Solo Quiero Caminar, 1981), Золотая гитара Пако де Лусии (La Guitarra de Oro de Paco de Lucfa,l9&2), Сироко (Siroco, 1987), Сириаб (Zyriab, 1990), Концерт Аранхуэс Хоакина Родриго (Concierlo Aranjuez de Joaquln Rod'rigo, 1991), Жизнь в Америке (Live in America, 1993). Очень важное место среди дискографии Пако, несомненно, занимают четыре диска аккомпанемента (1971,1973,1974 и 1977) современной легенде вокала фламенко - Камарону де ла Исла (MONJE CRUZ, Jose).

ГРАНАДА

В центре горной части Андалусии находится одна из жемчужин Испании - город Гранада. Жанры фламенко, популярные в этом районе, пропитаны мавританским колоритом, как и архитектура города, увенчивающаяся знаменитым замком гранадских эмиров Альгамброй. Наиболее старым гитаристом Гранады, который известен в истории фламенко, был виртуоз Эль Мурсиаио.

RODRIGUEZ, Francisco (псевд. El Murciano) (1795-1848). Франсиско Родригес (Эль Мурсиаио). Известно, что он аккомпанировал андалусским певцам на небольшой гитаре. Франсиско содержал небольшую харчевню, где, по словам М.И. Глинки, сам разливал вино для посетителей. В своем же заведении он и выступал. Глинка много часов провел вместе с Франсиско, пытаясь записать на ноты его импровизации, но все безуспешно. Сохранилась лишь нотная запись малагеньи, сделанная сыном Франсиско. Судя по отзывам современников, а также по нотной записи малагеньи, можно утверждать, что Франсиско обладал техническими возможностями па уровне лучших мастеров классической гитары того времени, что говорит о его выдающихся природных способностях.

HABICHUELA - Абичуэла (династия). Громкой славой на протяжении уже более века (четыре поколения гитаристов) пользуется в Гранаде артистическая династия Абичуэла из знаменитого цыганского квартала Сакромонте (Sacromonie). Самым старым из них, о котором сохранились достоверные сведения, был певец и гитарист Эль Вьехо Абичуэла (El Viejo Habichuela, кон. XIX - нач. ХХ). У него был сын гитарист Tito Хосе Абичуэла (Jose CARMONA FERNANDEZ, псевд, Tio Jose Habichuela, 1909-1986), у которого, в свою очередь, четыре сына также избрали профессию гитариста. Это Пепе Абичуэла (Jose Antonio CARMONA CARMONA, псевд. Рере Habichuela, 1944), Луис Лбичуэла (Luis Antonio CARMONA CARMONA, псевд. Luis Habichuela, 1947), Карлос Абичуэла (Carlos Antonio CARMONA CARMONA, псевд. Carlos Habichuela, 1958) и Хуан Абичуэла (Juan CARMONA CARMONA, псевд. Juan Habichuela, 1933), чей сын Хуан Кармана (Juan CARMONA, 1965) также продолжил семейную традицию.

Кроме семьи Абичуэла в Гранаде работали и другие серьезные гитаристы. Из ранних можно упомянуть Романа эль Гранамо (Roman el Granamo, 1905-?), учившегося у своего отца Сальватора и ставшего не только лучшим гитаристом Гранады, но и одним из лучших в Испании, а также Ремолино (Jose CORTES CORTES, псевд. Remolino, 1917) и его сына Ремолино (Jose CORTES САМАСНО, псевд. Remolino (hijo)).

Особо стоит фигура гитариста Мануэля Кано, сделавшего огромный вклад в историю фламенко.

CANO TAMAYO, Manuel (1926-I991). Мануэль Кано Тамайо. Наибольшей популярностью пользовался в 60-е и 70-е годы. Прекрасно исполнял и классическую музыку. В основном выступал с сольными гитарными концертами. Его исполнение отличалось филигранностью и отточенностью каждой ноты. Мануэль сочинил цикл пьес на народные темы, собранные Гарсиа Лоркой, написал замечательную книгу «Гитара фламенко». Мануэль записал ряд дисков со своими сольными композициями: Evocacion de la guitarra de Ramon Monioya (1964, Hispavox), El Flamenco fabuloso de Manuel Cano (1966, Hispavox), Temas flamencos para concierto (1968, Hispavox), Lo mejor de Manuel Cano (l967,Hispavox), вместе с гитаристом Виктором Монхе (MONJE, Victor) записал диск Tendon de sonoridades para dos guitarras flamencos (1967,Hispavox). Всего он записал более десятка дисков. В 1968 г. Мануэль Кано удостоился премии Кафедры фламенкологии (La Caiedra de Flamencologia).

ХАЭН

Севернее Гранады расположен город Хаэн, принадлежащий, как и Гранада, к так называемому Леванту. В этом городе жил замечательный гитарист Хосе Ромеро Эрмосо по прозвищу Абичуэла (Jose ROMERO HERMOSO, псевд. Habichuela, 15.8.1900-?), долгое время работавший в Мадриде.

В городке Линарес, что в провинции Хаэн, всю жизнь работал прекрасный гитарист Эль Трипа (Antonio ROMERO REYES, псевд. El Tripa, 1874-1904), который был известен всей артистической среде Испании.

АЛЬМЕРИЯ

Крупный город Альмерия, также входит в состав Леванта. Этот район известен множеством местных вариантов различных жанров фламенко, особенно фанданго. В Альмерии родился один из самых старых гитаристов фламенко Хулиан Аркас.

ARCAS, Julian (25.10.1832-18.02.1882). Хулиан Аркас. Родился в г. Мария (пров. Альмерия), а умер в г. Антекера. Кроме исполнения пьес фламенко создавал собственные обработки испанских народных песен. Судя по всему, именно Хулиан первым стал исполнять орнаментальные пассажи (picado), ставшие неотъемлемой частью современной техники гитары фламенко. Испанские издательства опубликовали около 80 его обработок. Хулиан часто гастролировал по Европе. За выдающиеся успехи в гитарном искусстве Хулиану было присвоено звание профессора Королевской консерватории в Мадриде. Затем на десять долгих лет он поселился в Альмерии, но в связи с материальными затруднениями вновь был вынужден незадолго до своей кончины заняться концертной деятельностью. В Севилье Хулиан познакомился с выдающимся гитарным мастером того времени Антонио Торресом, совместно с которым он вносил различные изменения в конструкцию гитары.

TOMATE - ТОМАТЕ (династия). В настоящее время Альмерия известна династией Томате. Основоположник династии - Эль Томате (Miguel VEGA, псевд. El Tomate, род. В 1-й трети XX века). Продолжили его славу гитариста сын Ниньо Мигель (Miguel VEGA CRUZ, псевд. El Tomate, Nino Miguel, 1932) и внук знаменитый Томатито (Jose FERNANDEZ TORRES, псевд. Tomatito, 1958), начавшить играть профессионально в 12 лет. В течение почти 20 лет Томатито аккомпанировал легендарному певцу Камарону де ла Исла.

МАЛАГА

В Малаге наиболее известным был гитарист Хуанито эль Малагеньо (Juan SANTAMARIA у G6MEZ, псевд. Juanilo el Malagueno, 1861-?), который был родом из небольшого городка Велес-Малага поблизости от Малаги.

КОРДОВА

В Кордове начинал один из лучших гитаристов своего времени Пако де Лусена (Francisco DIAZ FERNANDEZ, псевд. Расо de Lucena, 1859-1898). Работал он во многих городах Испании, и его игра не принадлежит ни к какому региональному стилю.

DIAZ FERNANDEZ, Francisco (псевд. Расо Lucena, Nino Lucena) (1.6.1859-1930). Франсиско Диас Фернандес (Пако Лусена, Ниньо Лусена). Гитарист и певец. Родился в г. Лусена недалеко от Кордовы. Его отец Хосе Бернардино и мать Хуана-Хосефа были родом из Кордовы. Пако обучался искусству гитары фламенко в Малаге, а прославился, выступая в Севилье в кафе Silverio. В 1878 г. Пако работал в труппе Cantes у Bailes Andaiuces в кафе el Recreo в Кордове. В 1879 г. выступал в кафе Gran Capitan гоже в Кордове. Пако внес в свою игру много элементов классической техники. К ним относятся сложные арпеджио (arpeado), тремоло классического типа (p,a,m,i). Кроме этого, Пако обогатил свои вариации необычными для того времени аккордами, приводя в восторг слушателей. До 1898 г. он провел тихую жизнь гитариста в родном городе. Говорят, что у Пако была интересная причуда, которая заключалась в том, что в день открытия нового сезона он ломал свою гитару, считая, что после починки она лучше звучит. Игру Пако Лусены очень высоко ценил Андрес Сеговия, он даже записал на ноты несколько его вариаций на темы солеа.

Отметим также современного старого гитариста Хуанито Серрано, который выпустил в 1974 году книгу Flamenco guitar. Technicas basicas.

SERRANO RODRIGUEZ, Juan (1929). Хуан Серрано Родригес (псевд. Хуанито Серрано). Сын гитариста Антонио эль дель Лунара (Antonio SERRANO CARMONA, псевд. Antonio el del Lunar, 1891-1965) и певицы Сесилии Родригес (RODRIGUEZ de SERRANO, Cecilia). Хуан начал обучаться игре на гитаре в возрасте 9 лет у своего отца и впоследствии больше ни у кого не брал уроков. В возрасте 11 лет уже аккомпанировал своей матери. Первый свой профессиональный дебют Хуан совершил в 13 лет в компании певца Хуана Переса (PEREZ SANCHEZ, Juan). Причем аккомпанировать ему пришлось и певцу и танцовщице. В течение своей творческой карьеры он аккомпанировал всем знаменитым артистам фламенко ХХ-го века. До 1955 года Хуан работал в США в составе труппы. С этой труппой он долгое время гастролировал в Америке и Европе. Когда труппа давала концерты в Вашингтоне, он начал выступать с сольными концертами. В 1965 году Хуан получил Золотую медаль от Испанской Академии изящных искусств во время его представления в Испанском павильоне на Нью-Йоркской Всемирной выставке. В 1966 г. ему была присвоена степень Доктора изящных наук Коннектикутским университетом. В 1967 г. Хуан удостоился и премии Кафедры Фламенкологии Хереса.

В настоящее время в Кордове известны три гитариста еще из одной творческой династии Томате. Это, в первую очередь, Рафаэль эль Томате (Rafael MUNOZ MENDEZ, псевд. Rafael el Tomate, Rafael el Cordobes, 1914), затем его племянник Эль Томате (Juan MUNOZ EXPOSITO, псевд. El Tomate, 1944) с сыном Эль Томате (Juan Manuel MUNOZ, псевд. El Tomate, 1970).

В Кордове также родились и выросли знаменитые гитаристы Мариано де Кордова (Mariano de Cordoba, нач. XX в.) - учитель известного гитариста Рафаэля Ногалеса, Пако Пенья (псевд. Раса Репа, 1942), Рикардо Миньо (псевд. Ricardo Mino, 1949) и многие другие.

СЕВИЛЬЯ

Севилья всегда славилась своими музыкантами, особенно знаменитый цыганский квартал Триана (Тп'апа), воспетый во многих песнях фламенко. Этот квартал дал жизнь наиболее эмоциональным и «цыганским» исполнительским вариантам ряда жанров фламенко, среди которых сигирийя, солеа, танго, тангильо. В Севилье наиболее ранним в истории фламенко стал известен Антонио Перес, передавший свое мастерство значительному количеству гитаристов.

PEREZ, Antonio (1835-1900). Антонио Перес. В знак уважения его часто называли Маэстро Перес. Его первый сын Антонио стал гитаристом, второй сын Маноло и дочь Кармелита выбрали танец. Антонио-старший был замечательным аккомпаниатором танцам. Одно время работал в кафе Burrero. Выступал в дуэте со знаменитым Маэстро Патиньо. С 1884 года работал в Мадриде. После окончания активной артистической деятельности занялся педагогической деятельностью. Среди его учеников были отличные аккомпаниаторы Хуан эль Хоробао (JOROBAO, Juan), Пепе Роблес (ROBLES, Рере), Мануэль Посо (POZO, Manuel), Monmepumo (Monterito), Антоньишо Гонсалес (GONZALEZ, Antonito), его сын Антонио, (PEREZ, Antonio) и, наконец, лучший аккомпаниатор Севильи того времени Антонио Морено (Antonio MORENO, 1872-1937).

GOMEZ VELEZ, Manuel (псевд. Manolo de Huelva) (1892-1968). Мануэль Гомес Велес (Маноло де Уэльва). Нецыганский гитарист, которого Андрес Сеговия называл величайшим из живущих гитаристов фламенко. Одинокой и грандиозной фигурой стоял Маноло де Уэльва, чья техника игры была уникальной и не принадлежала ни к каким-либо региональным стилям. Родился Маноло в городке Рио-Тинто (пров. Уэльва). Очень молодым уехал в Севилью. Начал играть в возрасте семи лет, аккомпанируя певцам фанданго. Маноло прекрасно играл и классическую музыку и более всего любил исполнять произведения Баха и Скарлатти. Эту сторону его творчества очень хвалил Андрес Сеговия. Особенностью его техники фламенко была необычайно развитая подвижность большого пальца правой руки, который был у него немного загнут к запястью и имел мощный ноготь. Замечательно владел приемами расгеадо, а арпеджио у него звучали довольно скупо. Прием тремоло он просто презирал. Главным в игре он считал устойчивый четкий ритм и точность расстановки акцентов. Аккомпанировал Маноло практически всем знаменитым артистам того времени. Работал и в труппе Архентиниты (LOPEZ, Encarnacion) Las Calles de Cadiz в мадридском кафе La Zambra. Последнюю часть жизни Маноло провел в Мадриде. Маноло не оставил учеников, хотя многие гитаристы пытались подражать ему. В честь этого выдающегося артиста была учреждена премия Premio Manolo de Huelva для победителя конкурса гитаристов-аккомпаниаторов, который проходил в Кордове.

Следует упомянуть единственную, пожалуй, гитаристку фламенко Матильду Куэрвас (Matilde CUERVAS RODRIGUEZ, 1.04.!887-?). Она исполняла в основном репертуар Хавьера Молины и Рамона Монтойи.

Второй этап истории гитары фламенко в Севилье создавали, прежде всего, три брата из городка Марчена, что находится неподалеку от Севильи, Мигель де Марчена (Miguel JIMENEZ TORRES, псевд. Miguel de Marchena), Чико Мельчор (Antonio JIMENEZ TORRES, псевд. Chico Melchor, 1909-?) и самый известный из них, великолепным аккомпаниатор Мельчор де Марчена.

JIMENEZ TORRES, Melchor (псевд. Melchor de Marchena) (1907-1980). Мельчор Хименес Торрес (Мельчор де Марчена). Цыган. Он никогда ни у кого не учился. Основным его методом овладения секретами мастерства было наблюдение за игрой Хавьера Молины, Куррито эль де ла Херомы, Маноло де Уэльвы. Длительный период он провел в Севилье, а затем переехал в Мадрид, где долго работал в заведении Маноло Караколя Los Canasteros. Мельчор считал, что сольная игра на гитаре не является истинным фламенко, хотя иногда исполнял сольные композиции. Его кредо было в том, что фламенко не нуждается в украшении, и что главнейшая функция гитары - аккомпанемент. Мельчор записал в содружестве со зееми знаменитыми певцами того времени 107 дисков. В 1966 г. За выдающийся вклад в искусство фламенко Мельчор был удостоен премии Кафедры Фламенкологии в Хересе. Его дело продолжил сын Энрике де Мельчор (Enrique JIMENEZ RAMIREZ, псевд. Enrique de Melchor). Правда сейчас играет Энрике в ином, современном стиле, выступает с сольными концертами и с ансамблем музыкантов (хотя может играть и в отцовском стиле).

Славу гитаристов Севильи в XX веке вместе с Маноло де Уэльва и Мельчором де Марчена создал легендарный гитарист Ниньо Рикардо.

SERRAPI SANCHEZ, Manuel (псевд. Nino Ricardo) (1904-1972). Мануэль Серрапи Санчес (Ниньо Рикардо). Не цыган. Начал карьеру в кафе Salon Variedades, где он работал вторым гитаристом у Антонио Морено (MORENO, Antonio). Затем он перешел в кафе Novedades, где работал непосредственно под руководством Хавьера Молины. Роль Ниньо Рикардо в развитии музыки фламенко невозможно переоценить. Он сочинил огромное количество вариаций практически во всех жанрах фламенко, обогатил музыку множеством сложных аккордов. Ему подражали, многие гитаристы старались выучить весь его репертуар (кстати, так поступил и юный Пако де Лусия). За свою творческую карьеру он записал в содружестве со всеми знаменитыми артистами около 90 дисков. Но есть и ряд дисков с ею сольными гитарными композициями, среди которых Toques flamencos de guitarra (Hispavox) и Nino Ricardo (ODEON, Barcelona, 1966). Недостатком его творчества было не очень отработанное и чистое исполнение. Рикардо постоянно импровизировал, сочинял новые вариации, и у него часто не было желания оттачивать долгими тренировками одну и ту же мелодию, исполнять ее длительное время в неизменном виде.

Список знаменитостей Севильи будет, конечно, неполным без Луиса Маравильи и его учителя Марчело Молины, а также Эдуарда эль де ла Малены (Eduardo GUTIERREZ SEDA, псевд. Eduardo el de la Malena, 1925

LOPEZ TEJERA, Luis (псевд. Luis Maravilla, Marianas-hijo) (1.6.1914). Луис Лопес Техера (Луис Маравилья или Марпапас-сын). Родился от нецыганских родителей. Его отец известный в те времена певец Ниньо де лас Марианас (LOPEZ BENITEZ, Luis). Луис одинаково хорошо владел гитарой фламенко и классической гитарой, которой он обучался три года у Мигеля Льобета. Гитарой фламенко он начал заниматься в возрасте восьми лет у Марчело Молины (MOLINA, Marchelo), который был другом их семьи. В 12 лет Луис играл почти профессионально. Его игра была очень красива и нежна, но в то же время соответствовала апдалусскому стилю. Выступать Луис начал под псевдонимом Марианас-сын, а уже позднее за свою игру получил прозвище «Чудо» (Maravilla). В 1928 г. Луис участвовал в конкурсе гитаристов в мадридском театре Zarzuela. В 1932 г. он отправился в Буэнос Айрсс, где женился на танцовщице Пилар Кальво (CALVO, Pilar), с которой организовал труппу и гастролировал в США. С 1936 г. по 1946 г. они жили в Нью Йорке. Вернувшись в Испанию в 1946 г., Луис работал до 1956 г. в труппе Пилар Лопес (LOPEZ, Pilar). В 1952 г. он получил во Франции приз за лучший диск года (Penas у Alegas de Andalucia). После ухода в 1956 г. из труппы Пилар Лопес он открыл свой гитарный магазинчик. Луис записал диск с уроками гитары фламенко (Leccion de guitarra flamenco, Hispavox, 1967).

Из современных виртуозов можно отметить Висенте Амиго (AMIGO, Vicente, 1967), обучавшегося у Меренге де Кордовы, а также Рафаэля Рикени (RIQUENI del CANTO, Rafael, 1962).

БАРСЕЛОНА

BORRULL CASTELLO, Miguel (псевд. El Peste) (1866-1.3.1926). Мигель Борруль Кастельо (Эль Песте). Гитарист. Родился в г. Кастсльон-де-ла-Плата (пров. Валенсия). Мигель был прекрасным аккомпаниатором, хотя известность приобрел как основатель династии артистов и как владелец знаменитого кафе Casa Macia в Барселоне, которое он купил в 1915 г. и переименовал его в Villa Rosa. Сын Мигеля стал хорошим аккомпаниатором, три его дочери - Хулия, Исабель и Конча стали танцовщицами, а его внучка - известная танцовщица Трини Борруль. В содружестве со знаменитыми певцами того времени Мигель записал около тридцати дисков.

BORRULL GIMENEZ, Miguel (псевд. Miguelitd) (1900-1975). Мигель Борруль Хименес (Мигелито, т.е., маленький Мигель по отношению к своему отцу Мигелю). Гитарист. Сын гитариста Мигеля Борруля Кастельо. Мигелито был любимым аккомпаниатором знаменитого певца Мануэля Торре (SOTO LORETO, Manuel). Стиль игры его был более современным и технически оснащенным, чем у его отца. Играл Мигелито в заведении La Bodega в Барселоне.

AGUILERA, Paco (Francisco) (1906-3986). Пако (Франсиско) Агилера. Гитарист, не цыган. Родился и Барселоне. Был прекрасным аккомпаниатором со строгим и сдержанным стилем. Пользовался большой популярностью у певцов и танцоров. Его сын стал танцором. Пако Агилера записал более 20 дисков со своим аккомпанементом пению. Кроме этого в 1962 г. вышел диск с его сольными гитарными композициями Fiesta flamenca (Philips).

Барселона также известна многочисленной артистической династией Амайя (кстати родственники семьи Амайя из Морона-де-ла-Фронтера), из которых вышла легенда танца фламенко Кармен Амайя. Основателем этой династии считается гитарист Эль Чино (Еl Chino), родившийся в конце XIX века в Гранаде и там обучившийся играть. Среди его детей был гитарист Пако Амайя (Расo AMAYA AMAYA), у которого есть сын гитарист Диего Амайя (Diego AMAYA).

ПАМПЛОНА

Столица страны басков городок Памплона известен только двумя гитаристами - братьями Диего Кастельоном и великим Сабикасом.

CASTELLON CAMPOS, Agustin (псевд. Nico Sabicas) (15.2.1912-1991). Агустин Кастельон Кампос (Ниньо Сабикас). Цыганский гитарист. Прозвище «Сабикас» возникло от детского искажения слова бобы (habas), которое он произносил как «сабас» (sabas). Уже в раннем возрасте он проявил необычайные способности. Начал обучаться гитаре, слушая, как играет его сосед, а после того, как родители купили ему гитару, он в возрасте восьми лет дебютировал в родной Памплоне. Когда ему исполнилось десять лет, Сабикас вместе с певицей Ла Челитой (CHELITA la) выступил в театре El Dorado в Мадриде. В 1937 г. Сабикас эмигрировал в США (с 1940 он жил в Нью-Йорке). Возвращался в Испанию в 1965 г., чтобы получить премию «Золотая медаль гитары фламенко», учрежденную Кафедрой Фламенкологии. Сабикас являлся такой же грандиозной фигурой, как и Ниньо Рикардо, создав огромное количество вариаций и обогатив технику игры на гитаре фламенко. Около 20 лет Сабикас прожил в Мехико. Одно время он работал в Нью-Йорке в труппе Кармен Амайи. Вместе с гитаристом Марио Эскудеро Сабикас составил дуэт, и теперь в дискографии фламенко достойное место занимает ряд дисков, записанных этими мастерами, например, Sabicas у Escudero (1961, Montilla). Среди большого количества дисков с аккомпанементом Сабикаса отметим лишь тс, на которых есть его сольные гитарные композиции: Flamenco puro (vol. 1-4, Hispavox, 1959-1960), El Rey del flamenco (1967, Hispavox), La guitarra de Sabicas (1969, RCA Victor), Tres guitarras tiene Sabicas (l969, Hispavox).

МАДРИД

И, наконец, столица Испании Мадрид. Здесь в конце «золотой эпохи» гремели имена четырех гитаристов. Это Flamena (Manuel NAVARRO CORZON, псевд. Patena, 1883-1945), Пако de Лусена (Раса de Lucena), Луис Молина и гениальный Рамон Монтойя.

MOLINA, Luis (1885-1925). Луис Молина. Родился в Мадриде. У него был брат Антонио Молина, который тоже был гитаристом, но значительно слабее. Луис был постоянным соперником Рамона Монтойи. Он использовал в своей игре большое количество арпеджио и пассажей (picados), тем не менее, его стиль был более строгим, чем у Рамона. Луис одинаково хорошо аккомпанировал и исполнял сольные вариации. В 1925 году его жизнь трагически оборвалась в автомобильной катастрофе.

MONTOYA SALAZAR, Ramon (1879-1949). Рамон Монтойя Саласар. Цыганский гитарист. Интересно, что отец Рамона прекрасно играл, но категорически отказывался обучать сына. Маленький Рамон подслушивал под закрытой дверью игру отца. Но основным учителем Рамона стал Эль Каньито (Еl Canito), к которому Рамон впоследствии был принят вторым гитаристом, а после смерти последнего, занял его место первого гитариста кафе. Современный, но уже старый гитарист Луис Маравилья замечает, что Рамон обладал высочайшей культурой звукоизвлечения, его музыка звучала «как чистый бархат». Эта особенность игры Рамона несомненно является результатом его знакомства и обучения у Мигеля Льобета. Непосредственным наследником манеры Патены и Рамона Монтойи был сын Патены Патена-сын (Pedro NAVARRO, псевд. Patena (hijo), 1907-1965).

Также следует упомянуть еще нескольких мастеров - последователя Рамона Монтойи Луиса Янсе (Luis YANCE FERNANDEZ, 1892-1938), чья игра в свое время потрясла Нью-Йорк, Сальвадора Бальестероса.

К мадридской плеяде гитаристов принадлежит и династия Альварес из города Бадахос, что находится в центральной Испании. Это, в первую очередь, три брата Эрнесто де Бадахос, Пепе де Бадахос, и ученик Хавьера Молины и Рамона Монтойи третий брат Маноло де Бадахос, чей сын Хусто де Бадахос также стал известным гитаристом мадридской школы.

ALVAREZ SORUVE, Manuel (псевд. Manolo de Badajoz) (24.01.1892-1962). Мануэль Альварес Соруве (Маноло де Бадахос). Почти всю свою жизнь провел в родном Бадахосе. Работал со многими выдающимися артистами тех времен. В основном аккомпанировал пению. Был наиболее уважаемым гитаристом по сравнению со своими младшими братьями. Записал в содружестве с разными певцами более сорока дисков.

ALVAREZ SORUVE, Jose (псевд. Рере de Badajoz) (19.10.1899-1975). Хосе Альварес Соруве (Пепе де Бадахос). В начале 20-х годов играл на вечеринках (juerga) в Мадриде. В 1927 г. был на гастролях в Сев. Америке, сопровождая танцовщицу Марию дель Альбайсин (ALBAICIN, Maria del). В 1928 г. выступал на конкуре гитаристов в Teatro de Zarzuela в Мадриде. Некоторое время работал в труппе Архентиниты (LOPEZ, Ertcarnacion), в составе которой в 1936 г. уехал из Испании в Буэнос Айрес. Там он сотрудничал с такими выдающимися танцовщицами, как Кармен Амайя и Росарио (PEREZ PADILLA, Encarnacion). В 1940 г. он ушел из этой труппы и уехал в Мехико. 1946 г. Хосе вернулся в Испанию и стал опять играть на вечеринках фламенко. В компании с различными певцами он записал около двух десятков дисков.

ALVAREZ SORUVE, Ernesto (псевд. Ernesto de Badajoz) (1900-1975). Эрнесто Альварес Соруве (Эрнесто де Бадахос). Младший брат двух других гитаристов Пепе де Бадахоса и Маноло де Бадахоса. До 1956 г. работал в парикмахерской в родном Бадахосе, а после уехал в Мадрид. В основном играл на различных вечеринках фламенко. В техническом отношении более слабый гитарист, чем его братья.

ALVAREZ, Justo (псевд. Justo de Badajoz) (1927). Хусто Альварес (Хусто дс Бадахос). Гитарист. Родился в Бадахосе. Его отец Маноло дс Бадахос. Основную часть жизни провел в Мадриде. Прекрасный аккомпаниатор и солист.

К мадридской школе относится и всемирно известный в 60-80 годы XX века Марио Эскудеро, хотя его игра более интернациональна, чем у ранних гитаристов.

ESCUDERO, Mario (1925). Марио Эскудеро. Родился в Аликанте, но еще в детстве был перевезен в Мадрид. Был учеником у Ниньо Рикардо и превзошел своего учителя в подвижности пальцев, хотя и уступал ему в фантазии и чувстве. Другим гитаристом, сильно повлиявшим на Марио, был Сабикас. Когда Эскудеро исполнял его композиции, то просто перевоплощался в него. Марио очень много выступает с сольными гитарными концертами, записал ряд дисков с Сабикасом. Считается одним из самых «техничных» гитаристов 60-х годов. Марио одинаково хорошо исполняет сольные номера и аккомпанирует. Интересен отзыв о нем Диего дель Гастора: «Прекрасный гитарист, но рожден, чтобы играть классическую музыку».

Другой всемирно известный современный гитарист из Мадрида, выступающий не только с сольными концертами, но и с оркестром, - Серрачито (Victor MONJESERRANO, псевд. Serranilo, 1942).

В качестве примера современной генерации гитаристов Мадрида можно привести семью Карбонель. которая известна тремя именами. Это Пепе Монтойя (Jose CARBONELL LOZANO, псевд. Рере Montoya, Montoyita 1926) со своим сыном по прозвищу Монтойита-сын (Jose CARBONELL MUNOZ, псевд. Montoyita (hijo), 1961) и племянником Эль Болой (Agustin CARBONELL SERRANO, псевд. El Bola, 1967).

Завершая краткий обзор гитаристов фламенко, можно только добавить, что общее их количество, работавших в различных заведениях Испании, во много раз больше.

Hosted by uCoz