В истории искусства игры на гитаре особое место принадлежит испанскому
композитору и гитаристу Сору.
Хосе Фернандо Макарио Сор родился 13 февраля 1778 года в Барселоне. Уже
в раннем детстве Хосе обнаружил исключительные музыкальные способности.
В пятилетнем возрасте мальчик сочинял песенки, сопровождая их
собственным аккомпанементом на старой отцовской гитаре. Очень рано Хосе
научился играть на скрипке и виолончели.
Музыкальное образование Сор получил в знаменитом каталонском монастыре
Монсеррат, известном своими композиторами, органистами и замечательным
хором. Состоя певчим монастырского хора, Сор под руководством
композитора и хормейстера Ф. Вильды основательно изучил гармонию,
контрапункт и получил солидную подготовку к композиции.
В тринадцать лет Хосе достиг большого мастерства в сочинении музыки.
Когда его учитель не смог из-за болезни подготовить к сдаче в
условленный срок торжественную мессу для солистов, хора и органа, Сор
помог выйти из создавшегося затруднительного положения. Он за одну ночь
блестяще выполнил этот сложный заказ.
После завершения образования в монастыре Сор возвратился в Барселону. Он
стал постоянным посетителем итальянской оперы, дававшей спектакли в
театре «Санта Круц».
В 1797 году в Барселоне состоялась премьера первой оперы Сора «Телемак»,
и в том же году опера была с успехом поставлена в Венеции.
Поселившись в Мадриде и найдя себе покровителей, Сор в этот период
полностью отдался сочинению музыки. Однако в то же время музыкант
совершенствует игру на гитаре в школе Ф. Моретти.
В 1802 году Сор становится офицером. Однако военная служба не показалась
ему привлекательной. Хосе тянуло к музыке, в сердце у него всегда была
гитара. В 1808 году он выходит в отставку. После успешных выступлений в
Барселоне и Мадриде он отправился в Париж, где его искусство получило
высокую оценку таких известных музыкантов, как Г. Берлиоз, Э. Мегюль, Л.
Керубини.
Игра Сора пленила и англичан. Он был первым гитаристом, удостоившимся
чести выступить в Лондонском филармоническом обществе. Благодаря
благосклонности английских аристократов, Сор смог заняться творчеством.
Он сочинял музыку, давал уроки игры на гитаре и выступал как
гитарист-виртуоз на симфонических концертах Лондонского филармонического
общества.
Осенью 1823 года вместе со своей женой, французской балериной Ф.
Гюллень-Сор, музыкант отправился в Россию. Эту поездку сопровождал
успех. Жена Сора стала прима-балериной и постановщицей его балетов на
сцене московского Большого театра. Сам Сор, помимо выступлений в домах
аристократов, 3 марта 1824 года выступил как гитарист публично в
концерте арфиста Шульца и 28 марта того же года на концерте любимца
московской публики пианиста Джона Фильда. В одну из своих поездок в
Петербург Сор пригласила к себе императрица Елизавета Алексеевна - жена
Александра I. Она проявила большую благосклонность к гитаристу.
Близость ко двору сулила музыканту блестящие перспективы, поэтому он
намеревался остаться в России навсегда. Его балетом «Сандрильона» в
Москве открылся в 1825 году Большой театр. На похоронах Александра I
исполнили его «Траурный марш», а по случаю коронования нового императора
Николая I в Москве поставили его балет «Геркулес и Омфала». После этого
свое положение Сор считал обеспеченным.
Однако в 1826 году высокая покровительница Сора умерла, и он вынужден
был срочно покинуть Россию. Как пишет Б.Л. Вольман: «Иностранные
источники глухо указывают, что причиной „бегства“ Сора из России была
„чрезвычайно опасная любовная авантюра“. Не будем пытаться проникнуть в
„тайны императорского двора“. Укажем лишь, что Сором был создан
превосходный дуэт „Воспоминание о России“, сочиненный им для двух гитар
на мотивы русских песен, соч. 63».
Сор вернулся в Париж, но через пять лет вторично отправился в Лондон.
Здесь он прожил недолго. Судьба, которая ему в этом городе
благоприятствовала, на этот раз отказала в успехе.
Возвратившись в Париж, Сор подружился со своим соотечественником,
гитаристом Дионисио Агуадо. Они жили в одном доме и часто встречались.
Со временем они образовали слаженный ансамбль, с которым стали выступать
на концертах.
Сор сочинил гитарный дуэт под названием «Два друга». Создавая это
произведение, он учитывал свои исполнительские особенности и Агуадо.
Манеру Сора отличала мягкая, бархатистая звучность, возникавшая в
результате контакта мякоти пальца со струной, а игра Агуадо была
отмечена светлым, блестящим звуком, извлекавшимся ногтем.
Сор продолжает активные выступления в качестве гитариста-солиста. Среди
проживавших в то время в Париже известных гитаристов (Агуадо, Каркасси,
Кост, Леньяни) испанский музыкант пользовался громадным авторитетом.
Но, увы, гитара стала выходить из моды. И материальное положение мастера
ухудшалось. После продолжительной болезни 10 июля 1839 года Сор умер,
полузабытый даже своими друзьями музыкантами. Похоронили знаменитого
гитариста в дальнем углу парижского кладбища на Монмартре. Только спустя
много лет могила Сора была восстановлена. 5 июля 1936 года на ней была
водружена мемориальная плита.
Многие гитарные сочинения испанского мастера и сегодня продолжают жить
на концертной эстраде. «В отличие от произведений Джульяни и других
итальянцев, современников Сора, его гитарные пьесы не рассчитаны на
чисто внешний эффект, - пишет Б. Л. Вольман. - Они написаны в манере
венских классиков, привлекают внимание разнообразием средств
выразительности, большим мастерством и прекрасным знанием особенностей
инструмента. Гитару Сор трактует как полифонический инструмент и не
ограничивается изложением мелодии и аккомпанемента. Из многих созданных
им гитарных дуэтов и сольных пьес (фантазий, сонат, рондо, вариаций,
этюдов и др.) наиболее полно демонстрируют его контрапунктическое
мастерство и техническую изобретательность вариации на темы Корелли,
Моцарта, Паизиелло и на оригинальные темы. Они особенно выигрывают при
сравнении с вариациями других, современных Сору композиторов-гитаристов,
сочинявших их по установившимся трафаретам. Сор - сторонник игры
преимущественно мякотью пальца. Ноготь он применял лишь в виде
исключения, когда стремился получить звук металлического оттенка».
В 1827 году в Лондоне опубликовали «Трактат о гитаре», написанный Сором,
вероятно, в России. В этом произведении музыкант затрагивал многие
существенные вопросы игры на гитаре. Трактат Сора для своего времени был
лучшим сочинением о гитаре, получившим признание во Франции, Англии и
России. Позднее, после переработки гитаристом Наполеоном Костом, он
получил распространение как Гитарная школа Сора.
В основе исполнительских принципов испанского гитариста было стремление
глубоко проникнуть в дух музыкального сочинения, правдиво раскрыть его
слушателям. «Я провожу резкую грань между истинными музыкантами и
простыми читателями нот…
«Недостаточно уметь играть по нотам, чтобы стать настоящим музыкантом,
необходимо понимать музыку», - писал Сор в своей «Школе» для гитары. В
этой работе подробно изучается инструмент - способы звукоизвлечения,
гаммы, аппликатура. Среди нововведений Сора, сыгравших огромную роль в
развитии гитарной техники, была новая постановка левой руки, которая
создавала свободу движений и, как следствие, - ясное и чистое звучание.
«Школа» Сора издавалась во многих странах. В 1904 году она была
опубликована в русском журнале «Гитарист». «Открыть доступ к этой
„Школе“ всем русским гитаристам, - писал журнал в предисловии, - а
одновременно с этим и доступ к исполнению произведений знаменитого
композитора - вот что побудило нас приступить к ее переводу на русский
язык». |