ИСТОРИЯ ГИТАРЫ ФЛАМЕНКО
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ИГРЫ
ГИТАРИСТЫ ФЛАМЕНКО
Что понимается под словом фламенко (flamenco). В
широком смысле этот термин означает культуру, которая сложилась в
городах южной области Испании, имя которой - Андалусия. Карта южной части
Испании приведена на следующем рисунке:
Административно Андалусия разделена на восемь провинций - это Уэльва, Кадис, Севилья, Кордова, Гранада, Хаэн, Малага и Альмерия, по имени главных городов провинций (границы Андалусии изображены в виде штрих-пунктирной линии, а границы провинций - линиями из точек). Культурной столицей Андалусии является Севилья, хотя родиной фламенко большинство музыковедов считают Кадис и окрестные городки, в число которых входят Сан-Фернандо, Пуэрто-Рсаль, Пуэрто-де-Санта-Мария.
Кроме восьми перечисленных провинций собственно Андалусии надо отмстить еще две - Мурсию и Аликанте, которые также входят в андалусский культурный ареал. Провинции Малага, Альмерия, Мурсия, Аликанте и Хаэн, в свою очередь, являются составляющими исторической области Испании, называемой ранее Левант. Именно по этой причине ряд местных жанров фламенко этих провинций объединяют под общим названием левантийское пение (cantes
de Levante).
Наравне с фламенко в Андалусии существует и общеиспанский фольклор, причем названия песенно-танцевальных жанров могут совпадать. Например, под одинаковыми названиями фанданго, малагенья, серрана и пр., сосуществуют одновременно совершенно разные песенно-танцевальные жанры: одни принадлежат к фламенко, другие - к общеиспанскому фольклору.
Главными элементами в культуре фламенко являются вокальное и танцевальное искусства, или как их еще называют - «два источника» (dosfuentes).
Гитарный аккомпанемент до недавних пор играл сугубо подчиненную роль. В настоящее время фламенко, кроме этих составляющих, включает в себя поэзию, живопись, сценическое искусство, обычаи, жаргон, стиль одежды.
Возникло фламенко в результате пятисотлетнего взаимодействия цыганской и
южноиспанской традиций. Основными носителями фламенко до сих пор
являются андалусские цыгане (gitanos), живущие
достаточно компактными группами в определенных кварталах ряда городов
Андалусии (например, знаменитый квартал Триана в Севилье, Сан-Фернандо в
Кадисе, Сантьяго в Хересе-де-ла-Фронтера, или Альбайсен и Сакроменте в
Гранаде). До сих пор большинство артистов фламенко - это андалусские
цыгане. Многие выдающиеся тореро - тоже цыгане. Терминология фламенко
содержит значительную часть цыганизмов.
Происхождение термина фламенко до сих пор неясно. Существует множество различных версий. По одной из версий словом «фламенкос» называли себя цыгане Кадиса, Севильи и других городков юго-западной Андалусии. И сегодня фламенко и хитано (gitano)
- синонимы.
Фламенко как музыкальный стиль состоит из множества жанров, представляющих собой песенно-танцевальные или чисто песенные формы. Эти формы по структуре и принципам формообразования аналогичны остальным испанским и иным европейским песенно-танцевальным жанрам типа сарданы, чаконы, сарабанды, польки, жиги и пр.
Жанры фламенко (или как их еще называют, формы фламенко) связаны между собой определенным родством мелодий, гармонии, ритмики и способа исполнения. В качестве аккомпанирующего инструмента используется гитара, что также усиливает музыкальное родство жанров.
Родиной различных жанров фламенко были отдельные провинции Андалусии,
например, малагенья - местная разновидность фанданго провинции Малага,
гранадила - разновидность фанданго провинции Гранада, севильяна -
вариант сегидильи из Севильи, и так далее. Часть жанров связана с родом
деятельности, например мартинете - песня кузнецов, хабера - песня
рыбаков, калесера - песня извозчиков, и пр. Ряд жанров не привязывается
только к одной провинции Андалусии, например, разновидности фанданго (не
считая только вышеперечисленных) солеа, сигирийя, и танго существуют не
только в ряде провинций Андалусии, но и в иных регионах Испании.
Точное
количество жанров фламенко невозможно определить, поскольку у
исследователей нет единого мнения на этот
счет. Существует ряд причин такого положения дел.
Первая
причина - постоянное развитие искусства фламенко, отражающее изменение
вкусов и особенностей восприятия людей, что приводит к возникновению
одних и исчезновению других жанров, не отвечающих эстетическим
требованиям современной публики. Достаточно, например, вспомнить о
сарабанде фламенко (zarabanda flamenco),
которая сегодня неизвестна и практически не поддается реконструкции.
Она, по-видимому, растворилась и появившихся позднее гуахире, петенере и
цыганской сигирийе. В то же время гуахира возникла как результат
привнесения трансформированных напевов кубинских крестьян на андалусскую
почву. И таких примеров можно привести довольно много. Сегодня разные
исследователи выделяют как самостоятельные от тридцати до пятидесяти
жанров. Такой разброс во многом объясняется различием во взглядах на то,
является какой-либо жанр основным или вариантом иного более раннего
жанра.
Вторая
причина - выделение некоторыми исследователями в самостоятельные жанры
обособившихся разновидностей какого-нибудь базового жанра. Например, малагенья, гранадина, аликантина, фанданго из Уэльвы - разновидности
фанданго, которые практически всеми музыковедами выделяются в отдельные
жанры. А, например, ряд вариантов фанданго считаются самостоятельными
только некоторыми из исследователей. Или еще один пример: кабалес иногда
рассматривается и как отдельный жанр и как вариант сигирийи.
Третья
причина следующая. Кроме бесспорных жанров фламенко в музыкальный стиль
фламенко включаются и «пограничные» песенно-танцевальпые формы, бытующие
в Андалусии, и в той или иной мере основанные на мелодиях фламенко.
Принципы включения их во фламенко зависят от исследователя, и единого
мнения по ним также нет.
Наиболее распространенный способ группировки жанров фламенко состоит в
распределении на три большие группы по особенностям вокальной партии,
представляющей собой главную часть музыки фламенко.
Первая
группа объединяет наиболее древние (antiguo)
жанры фламенко - сигирйию (siguiriya),
серрану (serrana),
деблу (debla), плайеру (playera),
карселеру (carcelera), тону (tona),
мартинете (martinete), саэту (saeta),
солеа (solea). Эта группа называется канте
хондо (cante jondo), что буквально означает
«глубокое пение». Для всех этих жанров характерно драматическое
содержание поэтических текстов и музыки. Гитарный аккомпанемент для этих
песен должен быть достаточно жестким, скупым и без излишних украшений.
Для него существует даже специальное название - токе хондо (toque
jondo), то есть игра на гитаре в стиле «хондо».
Вторая
группа - канте фламенко (cante flamenco)
включает в себя большинство жанров фламенко, к которым относятся тьенто
(tiento), танго (tango),
тангильо (tanguillo), сапатеадо (zapateado), фаррука (farruca),
гарротин (garrotin), булерия (buleria),
алегрия (alegria), кантинья (cantina),
канья (caña), поло (polo), фанданго (fandango),
фандангильо (fandanguillo), ромерос (romeros),
мирабрас (mirabras), хабера (jabera),
хилиана (giliana), аликантина (alicantina), галерас (galeras),
мариана (mariana), вердялес (verdiales).
Все эти жанры более позднего происхождения, чем в группе канте хондо.
Характер музыки и текстов даже в пределах одного жанра может меняться от
трагизма до безудержного веселья. Вокальная и гитарная партии более
орнаментированы, а ладовая структура значительно разнообразнее, чем в
канте хондо.
Третья группа - афламенкадас (aflamencadas, что
буквально означает «в стиле фламенко») - достаточно аморфная и
объединяет жанры, образованные от слияния андалусской музыки с музыкой
других регионов Испании и стран Латинской Америки. К ним относятся жанры
испанского происхождения кампанильерос (campanilleras), петенера (petenera), трильера (trillera), темпорера (temporera),
нана (nana), севильяна (sevillana), панадерос (panaderos), вито (vito), соронго (sorongo), вильянсико (villancico), прегон (pregon), а также
жанры с латиноамериканской основой (или как их ещё называют - cantes de ida y vuelta, т.е. песни
ушедшие и вернувшиеся) гуахира (guajira), румба фламенка (rumba flamenco), видалита (vidalita), колумбьяна (colombiana, columbiana),
милонга (milonga)
На схеме, приведенной ниже, представлена
структура родства основных жанров фламенко. Направление стрелок
указывает, какой жанр явился результатом развития более раннего (из
которого стрелка выходит). Жирным шрифтом выделены те из них, которые, в
свою очередь, явились основой для группы новых жанров.
Конечно, взаимосвязи сложнее и запутаннее, чем это указано на схеме. Тем
не менее, основа генезиса стиля фламенко данной схемой иллюстрируется
достаточно хорошо.
Хотелось бы сказать, что распределение жанров на
схеме кое в чем отличается от общепринятых вариантов, излагаемых в
зарубежной литературе. Дело в том, что у каждого автора существуют свои,
часто не совпадающие с другими, принципы такого размещения. Это зависит
от того, какую составляющую стиля фламенко - пение, танец или гитару -
исследователь считает наиболее значимо. Предложенная здесь схема
опирается на проведенный комплексный анализ ритмики и мелодий как
шкальной, гак и гитарной составляющих музыки фламенко, который
осуществлялся также с привлечением статистических расчетов на
компьютере.
Каким образом воплощается и доводится до публики искусство фламенко? В
большинстве случаев это осуществляет ансамбль артистов, называемый
куадро (cuadro). Минимальный состав ансамбля включает
в себя следующих артистов: певец - кантаор (cantaor
от испанского cante - пение), танцор - байлаор (bailaor
- от испанского baile - танец), гитарист - токаор
(tocaor от испанского toque - игра на гитаре
фламенко). Когда фламенко исполняется в кругу своих, а не в кафе или на
сцене концертного зала, то возможно выступление только парой
певец-гитарист, танцор-гитарист или вообще одним певцом (в случае чисто
вокальных жанров фламенко). Сольное гитарное исполнение - это результат
развития искусства фламенко и не является основополагающим.
Кроме перечисленных ролей в ансамбле часто используется еще одна роль, которую
может выполнять певец или танцор в перерывах между собственными
выступлениями. Эта роль имеет название халеадор (jaleador
т.е. исполнитель различных халео). Термин халео (jaleo)
используется для общего обозначения различных типов ударного и
«шумового» сопровождения исполняемого номера.
К халео относятся пальмас (palmas) - хлопки тремя или
четырьмя пальцами правой руки о ладонь левой, питос (pitos)
- щелчки пальцами, палос (palos) - удары
палочкой по любому твердому предмету, удары раскрытой ладонью по стулу
или краю стола, а также различные подбадривающие выкрики, например, оле!
(ole! от арабского «Аллах», которое
использовалось как выражение того, что в пении присутствует божественная
искра), осу! (ozu!от имени Иисус и
происхождение этого выкрика аналогично предыдущему), альса!(alsa!)
или арса!(arsa!), вайя!(vауа!) и другие.
Наиболее трудным, но и важным видом халео из вышеперечисленных,
несомненно является пальмас. Этот ударный аккомпанемент используется в
композициях фламенко повсеместно. Артиста, специализирующегося только на
исполнении пальмас, именуют пальмеро (palmero),
а процесс отбивания ритма приемом пальмас называется пальмотео (palmoteo).
Вообще говоря, роль халеадора могут исполнять и зрители, которые не
должны пассивно наблюдать за выступлением, а активно участвовать в общем
действе, подбадривая артистов различными халео.
Следует отметить, что
кастаньеты (castañuelas), используемые для
ритмического ударного сопровождения танцам по всей Испании, в искусстве
фламенко применяются довольно ограниченно и только в жанрах фламенко,
имеющих много общего с танцами центральной и северном Испании.
Есть еще одна
разновидность ритмического аккомпанемента, не менее важного, чем
пальмотео, это дробь каблуков танцора во время исполнения танца. Этот
прием называется сапатео (zapateo
от испанского zapato - башмак). Различные
приемы сапатео в искусстве фламенко чрезвычайно развиты и представляют
собой одну из важнейших художественных составляющих современного танца
фламенко. А еще не так давно можно было часто увидеть танец фламенко,
исполняемый босой цыганкой, что является одним из дальних отголосков
индийских корней танцевального искусства андалусских цыган.
В последние годы в
моду прочно вошел еще один ударный инструмент - кахон (cajon),
буквально означающий «ящик». Он действительно представляет собой ящик,
поставленный вертикально узкой стороной вниз. Передняя стенка у него
неплотно закреплена и при ударе по ней ладонью издает специфический
звук. Задняя стенка имеет круглое резонаторное отверстие. Артист,
которого называют кахонеро (cajonero), садится на него верхом, расставив
ноги так, чтобы передняя стенка оказалась между ними свободной для
ударов. Ритм отбивается обеими ладонями. Свое происхождение кахон ведет
от обычного ящика для фруктов или овощей, который использовался
одновременно и как стул, и как ударный инструмент на импровизированных
вечеринках в бедных кварталах или на отдыхе в перерыве работы.
Основным местом для
выступления служат сегодня сцены в так называемых кафе кантанте (cafe
cantante) и специальные ночные клубы таблао (tablao),
рассчитанные на выступление больших ансамблей. В кафе контакте сцена,
как правило, поменьше и называется табладильо (tabladillo).
Выступления артистов фламенко можно увидеть и и
кольмао (colmao)
- заведениях, состоящих из ряда небольших залов, и каждом из которых
собирается отдельная компания со своими исполнителями. Представления
фламенко даются также и во время различных праздников и уличных шествий,
именуемых фиеста (fiesta).
Роль кафе кантанте в
становлении профессионального фламенко трудно переоценить. Первоначально
это был кабачок, в котором имелась небольшая сцена, вмещающая не более
четырех-пяти человек. Зрители сидели в зале, за столиками и пили вино с
легкой закуской, одновременно наблюдая за выступлениями артистов. И в
настоящее время одновременно в танцевальном номере участвует от одного
до трех артистов, редко - больше. Остальные участники ансамбля находятся
на сцене, стоя или сидя на стульях, расставленных в виде ряда или
полукругом в глубине сцены. Они исполняют различные виды халео (jaleo),
создавая собой группу активных зрителей. Этим воссоздастся атмосфера
истинно народного праздника, где пет ни зрителей, ни артистов: только
что он был зрителем, активно подбадривая выступающих, а через минуту сам
начал петь или танцевать.
Современная публика, таким образом, наслаждается прекрасно отрепетированным спектаклем, который на самом деле практически свободен от импровизации, хотя и создает
её иллюзию.
Но есть случаи, когда артисты проявляют все свои творческие возможности. Это происходит на
хуэрге (juerga). Так называют дружескую
вечеринку, на которую кроме артистов собираются афисьонадо (aficionado)
- истинные знатоки искусства фламенко, Хуэрга сопровождается умеренной
выпивкой и часто затягивается до рассвета. Здесь исполнителя ценят не за
внешние эффекты, а за умение передать самый нерв искусства фламенко, что
невозможно без достижения состояния дуэнде (duende
- демон истинного и
глубокого творческого экстаза). Иногда хуэргу называют и более
уважительно - реуньонес (reuniones) -
собрание, или session a puerlas cerradas -
«тайная встреча», «встреча за закрытыми дверями».
Особо надо отмстить роль различных общественных объединений почитателей фламенко, которые называются пенья (peña) или тертулия (tertulia).
Оба эти термина являются синонимами и означают кружок друзей, дружеское собрание. Многие из этих обществ проводят на свои деньги конкурсы с награждением победителей, фестивали, а также содержат собственные музеи искусства фламенко, печатают литературу. Интересно, что финансируются эти общества как финансовой и промышленной элитой Испании, так и на пожертвования менее обеспеченных слоев, что доказывает истинную всенародную любовь к фламенко.
Таким образом, фламенко, являясь высокопрофессиональным искусством, одновременно представляет собой истинно народное творчество, и массовое культурное движение Андалусии.
Гитара фламенко (guitarra
flamenca) - имеет основные конструктивные особенности и строй
такие же, как и у классической шестиструнной гитары. Но есть и ряд
различий. Обечайки и нижняя дека у нес сделаны из кипариса (cypres),
вместо темного палисандра (chacaranda) -
бразильского красного дерева, как на классических гитарах. Вместе с
несколько иной толщиной дек, размерами и внутренними пружинами эти
различия придают гитаре фламенко характерную особенность звучания,
отличающуюся большим блеском и вибрационной отдачей по сравнению с
мелодическим резонансом классической гитары. Вместо металлической
толковой механики для настройки струн гитара фламенко оснащалась колками
из эбенового (черного) дерева, которые работали на трении, как у
современной скрипки. Сейчас черное дерево заменяется красным деревом или
другими твердыми породами. По мнению ревнителей чистоты стиля деревянные
колки не дребезжат и сохраняют звук. Верхняя дека делается из
мелкослойной ели (канадской или немецкой), а в последнее время - из канадского кедра. Шейка грифа также делается из кедра или твердых пород, а накладка на гриф - из черного дерева. Верхний и нижний порожки изготавливаются из кости. Для предохранения верхней деки от повреждений, которые неизбежно появятся при использовании приема гольпе (ногтевой удар пальцами правой руки по деке), на нее устанавливается защитная пластина, которая называется гольпеадор. В настоящее время его делают из пластика, инкрустированного перламутром. Гитара фламенко более чувствительна и «отвечает» быстрее, чем классическая гитара. Это является решающим фактором для получения подходящего звука. Ряд исследователей считают, что кипарисовые гитары пользовались популярностью по причине их относительной дешевизны по сравнению с палисандровыми, да и тс были достаточно дороги для простонародья.
Гитарра де таблао (guitarra de tablao) - так называлась гитара фламенко до середины XIX века. Буквально означает - гитара для танцевальной сцены. Эти гитары отличались от современной гитары меньшими размерами, более узкой обечайкой и более слабым звуком.
Гитарра негра (guitarra negra) - буквально, «смуглая» гитара. Это современный тип гитары фламенко, который создал знаменитый гитарный мастер Хосе Рамирес Третий (Jose RAMIREZ III). У этой гитары задняя дека и обечайка делаются из красного дерева или палисандра. Большинство современных гитаристов фламенко перешли на этот тип гитары.
Гитарра бланка (guitarra
blanca) - буквально, «белая» гитара. Гитара, у которой обечайки и
задняя дека сделаны из светлого испанского кипариса. Все остальные
конструктивные особенности аналогичны гитаре фламенко.
Испанские наименования элементов конструкции гитары приведены в следующем словаре:
aro - обечайка
boca - резонаторное отверстие в верхней деке
bordon - басовая струна
cabeza - головка грифа
caja, corpe - корпус гитары
cejuela, ceja, cejilla de cabeza - верхний порожек
cejuela, ceja, cejilla de puente - нижний порожек (на подставке)
clavijo - колок
clavijero - колковый механизм
cuerda, nervio - струна
diapason - совокупность полутонов, укладывающихся на грифе
espacio - промежуток грифа между соседними металлическими ладками
fondo - нижняя дека
golpeador - гольпеадор
huesa - порожек (букв, кость)
mango, mastil - гриф
mosaico, roseta - мозаика вокруг резонаторного отверстия
oreja - головка колка, за которую его поворачивают
prima, cantarela - первая струна (кантарела это букв, певунья)
puente - подставка для струп, расположенная на верхней деке ниже отверстия
tapa, tapa de resonancia. tapa de armonica - верхняя дека
traste - металлический ладок, врезанный в накладку
trasteado - совокупность металлических ладков на грифе
zoque, tacon - пятка грифа |