В настоящее время Зинчук заслуженно признан лучшим гитаристом России. Его концерты собирают аншлаги в престижнейших залах Москвы и во многих городах России. Он часто и успешно выступает и за рубежом.
За достижения в области гитарной музыки в 1995 году музыкант был удостоен степени Почетного Магистра Международной Академии наук республики Сан-Марино, докторами которой являются Никита Михалков и Пол Маккартни, а в 1996 году региональный филиал Академии присваивает
Виктору звание Ассоциированного профессора.
«Однажды в Италии мы залезли на какую-то гору и увидели там замок, -
говорит Зинчук. - Внутри замка за компьютером сидела странная
изотерическая женщина, похожая на колдунью. Она что-то посмотрела в
своей компьютерной программе и сказала мне: „Вы избраны того, чтобы
заботиться о сохранении гармонии на Земле“.
Мне страшно не нравится, что в мире происходят несправедливости, но я
взрослый человек и смотрю на это более или менее спокойно. А во времена
юношеского максимализма я решил просто уйти в другой мир - мир музыки.
Он гораздо чище и гармоничнее, чем этот. Правда, воевать за
справедливость я никогда и никуда не ходил, но, если будет нужно, пойду.
Мне кажется, что музыкой можно сделать гораздо больше. И потом, я из тех
людей, которые десять раз подумают, прежде чем кого-то обидеть…
Выходя на сцену, я должен каждый раз доказывать, что лучший, что я -
„золотая гитара России“, как теперь принято говорить».
Виктор Зинчук родился 8 апреля 1958 года в Москве. Начал играть на
гитаре в одиннадцать лет. До шестнадцати лет Виктор играл в различных
школьных группах и как многие его сверстники слушал с восторгом западных
рок-музыкантов.
Позднее, отвечая на вопрос о его авторитетах в гитаре, Зинчук скажет:
«Прежде всего, Андрэ Сеговия - человек, который развил этот инструмент и
сделал его пригодным для исполнения классической музыки. Потом, Пако де
Лусия, фламенковый гитарист, очень яркий музыкант. Несомненно, это
Джимми Пейдж, Джимми Хенд-рикс - люди, сделавшие много уже для
электрогитары, Джордж Бенсон - великолепная законченная фразировка,
сейчас многие подражают ему. Да все они хороши, и Джо Пасс, и Би-Би Кинг
- у них каждая нота на вес золота, это история».
С 1976 по 1980 год Виктор обучался в Музыкально-педагогическом училище
им. Октябрьской революции по классу классической гитары и дирижирования
оркестром народных инструментов.
О том времени Зинчук позже говорил: «Не секрет, какой образ жизни ведут
рок-музыканты. Когда мне было 20 лет, я тоже, конечно, употреблял и
алкогольные напитки, и наркотики. Ну как можно не покурить вместе со
всеми какой-нибудь фигни?! Сейчас ничего этого нет. Я могу позволить
себе расслабиться после окончания турне на каком-нибудь банкете, но
только если работа закончена. Те музыканты, которые постоянно
употребляют алкоголь, в конце концов, на этом и зацикливаются. Меня же
музыка всегда поддерживала и выводила из определенных состояний».
В 1978 году Зинчука пригласили в эстрадно-симфонический оркестр
Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Юрия
Васильевича Силантьева. В 1979 году, играя в оркестре, он получает
государственную квалификацию «артист высшей категории», но вскоре уходит
в группу «Арсенал».
«Юрий Васильевич говорил мне тогда: „Ты что, ты ведь будешь по деревням
ездить, 'чёс' играть, а я тебе известность сделаю, на телевидении…“ Так
потом получилось, что я у всех проработал по два года - цикл такой.
Отчасти я сожалею, отчасти… нет, что ж, значит, так нужно было судьбе».
Итак, в 1981 году Зинчук стал работать в джаз-ансамбле «Арсенал». Он
быстро привлек внимание критиков и завоевал симпатии публики как
импровизатор в стиле фьюжн и фламенко.
Ю. Саульский писал: «С приходом в „Арсенал“ молодого гитариста Виктора
Зинчука, с пополнением инструментария ансамбля двумя синтезаторами облик
ансамбля существенно изменился. Исполнительская манера стала тоньше,
одухотворенней, тембровая палитра - более разнообразной». И далее:
«Впечатляет „Грустная самба“ В. Зинчука: в предложенном им сольном
эпизоде ощущается сплав академической гитарной техники с элементами
народного испанского музицирования и приемами джазовой игры».
С 1983 года Зинчук выступает в квартете «Квадро», становится лауреатом
Московского и Ленинградского джаз-фестивалей, получает Первую премию
фестиваля им. Валифа Мустафа-Заде в Баку.
«Я ушел оттуда (из „Квадро“ - Прим. авт.), неважно по каким причинам, и
по музыкальным, и по другим. Было очень тяжело, мы поднимали
инструментальную музыку, ездили по деревням; помню, как-то в Ростовской
области во время концерта к звукорежиссеру подходили бабушки и говорили:
„Механик, нажми кнопку, хай хлопцы заспевают…“
Играть инструментальную музыку было очень тяжело… и предъязвенное
состояние желудка, и прочее - все это как раз воспоминания оттуда, ну,
наверное, мы сделали тогда свое дело, а когда я уходил, у меня
испортилась гитара и даже не на что было купить новую. Я пошел
зарабатывать деньги…»
В 1985–1987 годы Зинчук работает музыкальным руководителем группы Юрия
Антонова. Как аранжировщик и соло-гитарист участвует в записи
диска-гиганта «От печали до радости».
«В 1987 году я понял, что в общем-то везде мне не давали играть то, что
я хотел, даже как-то преследовалось это, говорили - это наш концерт, а
ты организовывай свои и там будешь делать, что хочешь. Так вот и
получалось…
Даже ревностно относились к тому, что мне на концертах хлопали больше.
Да, а играл я всего лишь классическую музыку. Так что обиделся я тогда
на всех… Это сейчас, спустя годы мы общаемся великолепно и с Антоновым,
и с Лешей Козловым, но тогда, в 87-м, я начал делать то, что и делаю
сейчас».
Начало сольной карьеры сложилось удачно. Его обработки и записи
Хоральной прелюдии фа-минор И.С. Баха и ряда классических произведений
сразу поставили его в первые места хит-парадов и сделали его известным
как гитариста-исполнителя. Он был признан лучшим гитаристом по опросу
молодежного канала Всесоюзного радио.
В 1988 году Центральная киностудия документальных фильмов снимает о нем
фильм «Виктор - победитель». Тогда же Зинчук организует собственную
группу «Хорус». Он пишет музыку для фильма студии Центрнаучфильм «Полар
бридж» («Полярный мост») и к циклу фильмов о Севере. Следующий год
приносит музыканту лауреатство международного фестиваля «Интершанс-89».
В 1990 году Зинчук пробует себя как вокалист и становится лауреатом
международного телевизионного фестиваля «Ступень к Парнасу». Он частый
участник телевизионных программ «Ступени», «50/50», «Утренняя почта» и
др. Его музыка часто звучит по радио. Много гастролирует по стране,
пропагандируя классическую музыку в современной обработке.
«Я играю обработки классической музыки, - говорит Зинчук, - где принцип
свободной трактовки несколько сжат, я исполняю ее довольно точно, хотя и
на электрогитаре. Да, есть некоторая импровизационность, которая идет от
джаза, но фразировка современная, роковая».
В том же году гитариста приглашают на съемки телепрограммы в итальянский
город Турин. С того момента его имя становится хорошо известно и в
Европе.
В 1991 году Зинчук поступает в Московский Государственный университет
культуры по специальности «Музыкальное искусство эстрады», который с
отличием окончит через четыре года. Он успешно гастролирует по городам
Швейцарии и становится лауреатом международного фестиваля в швейцарском
городе Фрибург.
В 1993 году гитарист представляет Россию и фирму SNC на международном
фестивале «Братиславская лира». Здесь Зинчук выступал вместе с Чаком
Берри и группой «Feif No Mo». Особо отмечалась его обработка и
исполнение колыбельной Дж. Гершвина «Summertime».
«Нельзя разделить музыку на жанры, - считает Зинчук, - хотя она,
естественно, делению поддается, и многообразие жанров существует…
Современная музыка впитала в себя достижения и классики: волей-неволей
любой музыкант уже находится под ее влиянием, он ведь на ней учился; ну,
и джаза, само собой, и народной музыки, и других. Если вы послушаете
даже очень прогрессивную современную, например, электронную музыку, то в
ней немало характерных партий барабанов - триольность, это все тоже
черные музыканты делают, это оттуда… Просто время сейчас другое, и, по
мне, мыслить сейчас такими традиционными джазовыми формами не очень
интересно».
В 1994 году музыкант дает концерты в Голландии и во Франции, участвует в
международном рок-фестивале «Key-Brothers» в окрестностях Турина. В этом
же году выходит компакт-диск Зинчука «Mix No One». Обработка «24-го
Каприза» Паганини, на которую был отснят видеоклип, делает Виктора
популярнейшим гитаристом в России. Ему посвящаются две телепрограммы
«Джэм».
На представительном (46 стран-участниц) международном фестивале «Золотой
Олень» 1996 года в румынской Трансильвании в категории видеоклипов
Зинчук занимает третье место с клипом «Каприз № 24» Н. Паганини.
В следующем году музыкант заканчивает работу над новым альбомом
«Неоклассика». Также теперь называется и группа Зинчука. Музыкант
признался: «Мои собственные выступления сейчас связаны с коммерцией, да
мне нужно коллектив кормить, у меня шесть человек оркестра и еще три в
балете. Мне нужно платить за студию, клипы и выпуск пластинок. Это
просто чудовищные расходы».
В конце ноября 1997 года в Театре эстрады с большим успехом проходят
сольные концерты Зинчука.
1999 год отмечен выпуском нового альбома «Одинокий в ночи» на
компакт-кассетах. Зинчук участвует в благотворительном концерте для
ветеранов Второй мировой войны в Тель-Авиве, а также выступает в Италии
в курортном городе Лидо.
В декабре 2000 года в казино «Беверли-Хиллз» состоялась презентация
альбома нового альбома музыканта «Неолирика».
Новое тысячелетие для Зинчука началось удачно. В конце января 2001 года
музыкант подписал с компанией «Квадро-Диск» договор на выпуск нового
альбома «Неоклассика-2».
Кроме того, он устанавливает рекорд по быстроте игры на гитаре, исполнив
за 24 секунды произведение Римского-Корсакова «Полет шмеля», а также 20
нот в течение одной секунды. Этот факт зафиксирован в российском издании
«Книги рекордов Гиннеса».
«Я сделал свой музыкальный язык предельно лаконичным и доходчивым, -
анализирует свое творчество Зинчук. - Порой я не позволяю себе отступать
от варианта и импровизировать, и я не боюсь потерять слушателя. Публика
просто на концертах уже просит сыграть конкретные вещи - „Каприс“
Паганини, „Токкату и фугу ре-минор“ и „Скерцо“ Баха, „Аве Марию“,
„Полонез“ Огинского. Но, естественно, я играю также и с
импровизационными вставками. Я обязан сделать так, чтобы публике было
интересно. Не бывает плохой публики, бывает плохой исполнитель. Да, у
каждой музыки свой слушатель.
Я прекрасно понимаю, что занимаюсь просветительской деятельностью, но
когда мы играем „Аве Марию“, а у молоденьких, по 12–13 лет, девчонок
просто слезы на глазах, то я не думаю, что это плохо. Да, это дань
времени, обработки, современное прочтение, но время покажет, насколько
это действенно.
Во мне что-то сидит Люди говорят: энергетика… А меня просто жизнь
заряжает! Так что во мне постоянно кипят какие-то страсти, эмоции,
которые выливаются не только в музыке, но и на головы окружающих людей.
Сначала я переживаю, чувствую, и только потом воплощаю свои чувства и
переживания в музыку. Моя задача - сыграть так, чтобы по коже пробежали
мурашки». |